Войти в почту

ЦИАМ разработал методические рекомендации по предотвращению опасных последствий при разрушении двигателя

Специалисты исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разработали методические рекомендации по предотвращению опасных последствий при разрушении, рассоединении или смещении валов компрессора, вентилятора или турбины.

ЦИАМ разработал методические рекомендации по предотвращению опасных последствий при разрушении двигателя
© Гражданская авиация

 

Документ был представлен на расширенном научно-техническом совещании в ЦИАМ с участием предприятий отрасли — АО «ОДК-Авиадвигатель», «ОДК-УМПО», «ОДК-Климов», АО «УЗГА» и др., а также участвующих в процессе сертификации двигателей гражданской авиации «Русского регистра» и ГосНИИГА. Мероприятие прошло с использованием формата видеоконференции. С обзором разработанных методических рекомендаций и пояснениями к ним выступил заместитель генерального директора, директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Юрий Ножницкий.

 

Разрушение вала является одним из самых опасных отказов двигателя. Из-за стремительности процесса раскрутки и разрушения ротора турбины летчик порой не успевает среагировать, что может привести к авиакатастрофе. В представленном на НТС проекте документа обобщен российский, европейский и американский опыт предотвращения опасных отказов.

 

Обсуждавшийся документ вызвал большой интерес.

 

— На НТС было предложено выпустить разработанные методические рекомендации в качестве официального документа ЦИАМ, который будет разослан на предприятия для использования в работе, — отмечает Юрий Ножницкий.

 

Он отметил, что проект разработанного Институтом циркуляра носит рекомендательный характер, однако ляжет в основу при определении соответствия авиадвигателей сертификационным нормам (требованиям к летной годности).

 

— Система нормативных технических документов, на основании которых осуществляется сертификация авиационной техники, меняется, — поясняет руководитель исследовательского центра. — Однако пока нет решения о формате документов. Минпромторгом и Минтрансом России была создана Межведомственная комиссия по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники (МВК). В рамках работы одной из групп, которую возглавил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин, были разработаны методические рекомендации, одна из которых и была рассмотрена на НТС.

 

Соответствующие требования предъявляются и к двигателям государственной авиации, однако и в системе нормативных технических документов для государственной авиации подобные документы отсутствуют.

 

По итогам научно-технического совещания предложение выпустить методические рекомендации в виде официального документа ЦИАМ и разослать на предприятия было поддержано.