Войти в почту

Корпоративные стартап-программы заместили классический венчур

После тотального падения венчурного рынка в России активизировались корпоративные программы для стартапов. Но если венчурные фонды вкладывались в рискованные проекты, рассчитывая на высокую прибыль, то корпоративные акселераторы создают крупные компании для поиска и развития проектов, которые могут быть полезны самой организации. Как результат - рост сделок M&A на ранней стадии, приводящий к тому, что перспективные ИТ-решения, которые могли бы работать на благо всего рынка, закрываются в контуре одной корпорации.

Корпоративные стартап-программы заместили классический венчур
© ComNews.ru

По данным аналитической компании Dsight, которая подвела итоги развития стартап-индустрии в Евро-Азиатском регионе в 2023 году, общий объем финансирования в российские стартапы оказался значительно ниже даже неблагоприятного 2022 года и составил $84 млн, упав на 80%.

Из России ушли многие инвесторы либо приостановили работу (например, AngelsDeck, Pulsar VC). А оптимистичные игроки - например, наиболее активные по количеству сделок Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, "Восход", Kama Flow - продолжили инвестировать микрочеками. Средний и медианный чеки по России составили $0,48 млн и $0,17 млн соответственно. Аналитики объясняют это тем, что инвесторы не готовы долго ждать результатов от вложений.

Если классический венчур пока пребывает в нокауте, другие типы инвесторов, наоборот, активизировались. В частности - корпоративные программы инвестирования. Интерес корпораций понятен: прежде всего им необходимо импортозаместить зарубежные ИТ-решения и закрыть потребность в разработках посредством скаутинга, а также корпоративных программ акселерации или хакатонов. Результатом таких программ может стать либо M&A-сделка, либо приглашение команды в штат, что также оставляет разработку продукта внутри контура корпорации.

По оценке Dsight, в 2023 году завершилось 67 сделок M&A, что на 31% больше, чем в 2022 году.

Наглядным примером стратегии по поиску инноваций на внешнем рынке является цифровой банк ООО "Банк точка". В 2022 году "Точка" приобрела группу компаний "Мэрилин", а в минувшем году - стартап EcomCom.

ООО "Банк точка" и "Акселератор ФРИИ" (Фонд развития интернет-инициатив) в апреле запустили отбор инновационных проектов. Эта программа проходит в два этапа. На первом эксперты рассмотрят уже зрелые технологические проекты со стабильными показателями: ежегодной выручкой от 10 млн рублей. Допускаются как компании, заинтересованные в инвестициях, так и те, кто нацелен на интеграцию в экосистему "Точки".

По данным ФРИИ, приоритет будет отдан решениям, направленным на расширение портфеля сервисов для клиентов, а также на укрепление позиций финтех-компании на рынке. В программе также могут поучаствовать небольшие стартапы и получить инвестиции до 500 млн рублей. В случае взаимного интереса предусмотрены M&A сделки.

"Мы ищем перспективные команды, которые смогут улучшить опыт наших клиентов и усилить позицию на рынке. Для этих компаний участие в проекте - шанс попасть в периметр крупнейшего игрока на рынке российского В2В-финтеха и воплотить идеи в жизнь", - приводит RB.ru слова директора по развитию нового бизнеса "Точки" Антона Шкуратова.

У Фонда развития интернет-инициатив есть и другие программы корпоративной акселерации. Так, ПАО "Ростелеком" и ФРИИ запустили инвестиционный конвейер - эта программа продлится до конца 2024 года. Общий объем инвестиций со стороны "Ростелекома" - до 1 млрд рублей. В компанию на средней стадии может быть инвестировано до 300 млн рублей, в стартапы на ранней стадии - не более 50 млн.

В стартапах "Ростелеком" приобретает 20-25% уставного капитала, но, как отмечал директор по развитию новых цифровых продуктов "Ростелекома" Денис Рябченков на Форуме перспективных технологий в декабре 2023 года, "Ростелеком" оставляет бизнесу, в который инвестирует, его идентичность, культуру, при этом помогая развиваться ресурсами и компетенциями.

https://www.comnews.ru/content/230557/2023-12-06/2023-w49/1007/bolee-35-tysyachi-it-predprinimateley-poluchili-grant-ili-proshli-akseleraciyu-za-chetyre-goda

Если возвратиться к исходной идее стартапа, то стартап - это потенциально масштабируемый проект в сфере инноваций, который при помощи денег внешних инвесторов на разных стадиях должен вырасти в независимую от крупных заказчиков компанию. И тогда эта компания сможет либо создать самостоятельный продукт, либо стать объектом поглощения более крупного игрока, также являющегося поставщиком решений.

Стартап должен работать для всего рынка, в идеале - не только российского. Но так как ключевые венчурные фонды ушли из России, случилась подмена понятий. Полноценные венчурные фонды с их программами для ускорения стартапов были заменены различными корпоративными акселераторами.

Интерес корпораций понятен, но он абсолютно другой. Они хотят решить задачу дешево, устраивая хакатон или акселератор. Таким образом, если соответствующий ИТ-продукт и находится, то становится решением узкой задачи конкретной компании, а не работает во благо рынка. Идея стартапа полностью профанируется. Ключевая характеристика стартапа при этом - возможность его масштабирования - уходит на третий план.

Стартапам в России ничего не остается, кроме как идти этим путем. Но фактически он тупиковый. Рынок инновационных ИТ-продуктов, в случае, если они на ранней стадии будут поглощены, очевидно, станет беднее.

По словам представителей ООО "Акселератор возможностей", стартапы в России адаптируются, меняют позиционирование и хотят нащупать дивидендную модель; одним из наиболее оптимальных сценариев становится следующий путь: стартап принимает участие в корпоративном акселераторе, успешно тестирует в рамках пилота решение на базе крупной компании, а затем эта компания покупает в нем долю от 10-40%, чтобы, с одной стороны, продолжать использовать это решение для внутренних задач, с другой - получать дивиденды с прибыли стартапа от работы на внешнем рынке.

Этот путь кажется наиболее адекватным в текущих реалиях. Корпорации смогут относительно быстро найти решение для внутренних задач, при этом оставив стартапу шанс развиваться и зарабатывать независимо, предлагая продукт другим заказчикам на российском рынке.

https://www.comnews.ru/content/231553/2024-02-14/2024-w07/1007/startapy-rossii-pereorientirovalis-dividendnuyu-politiku