Войти в почту

Импортозамещение в России: что происходит с производством техники и оборудования

Об импортозамещении массово заговорили в последние два-три года, хотя курс на этот процесс был взят десять лет назад в связи с санкционными мерами, которые стали применяться к России еще тогда.

Импортозамещение в России: что происходит с производством техники и оборудования
© Daily Moscow

Так, в далеком 2014 году начал действовать запрет на установку украинских двигателей на российские военные вертолеты — и, как заявили в «Ростехе», было проведено полное импортозамещение с оснащением вертолетов силовыми установками отечественного производства.

Спустя два года вышел первый правовой акт, направленный на усиление импортозамещения. Им стало Постановление Правительства 16.09.2016 № 925 — об установлении приоритета отечественных товаров, работ или услуг перед зарубежными. В 2020 году вышло еще два постановления — о запрете на допуск иностранных промтоваров при проведении госзакупок и об обязательной минимальной доле закупок товаров отечественного производства (в зависимости от вида).

В начале марта 2022 года вышли постановление, упрощающее закупку медицинского оборудования и, пожалуй, главный документ в вопросе импортозамещения — закон от 08.03.2022 № 46 —ФЗ, предусматривающий, в числе прочего, меры поддержки российского производства.

Возросший спрос на импортозамещение и российские смартфоны

С 2022 года сфер и производств, в которых требовалось импортозамещение, становилось все больше. Компании Apple и Google ограничили работу своих сервисов Apple Pay и Google Pay в России, лишив пользователей возможности оплачивать покупки смартфоном. Теоретически Apple может полностью заблокировать работу устройств на территории России — с помощью приложения «Локатор», разработанного для поиска и блокировки украденных устройств.

В связи с этим стали активнее дорабатываться уже существующие модели отечественных брендов и разрабатываться новые. В 2023 году компания АО «Рутек» представила новый российский смартфон «Р-ФОН» — для продажи он должен быть доступен уже в этом году. Среди других продуктов — смартфоны брендов BQ, AYYA от «СмартЭкоСистема» (дочернее предприятие «Ростеха»), Senseit — их можно условно отнести к средней ценовой категории.

Смартфон Р-ФОН

Есть и устройства премиум-класса: защищенные промышленные смартфоны MIG от Mobile Inform Group, разработанные для использования в государственных организациях с повышенными требованиями к информационной безопасности, а также для сотрудников промышленных предприятий и компаний добывающей отрасли, поскольку устройства стабильно работают на морозе и имеют повышенную ударопрочность.

Защищенный смартфон MIG S6

Впрочем, среди российских продуктов найдется и бюджетный кнопочный телефон Fontel FP200, который «Мегафон» представил в начале 2023 года — идеальный вариант в подарок бабушке, у которой нет ни малейшего желания переходить на сенсорные устройства.

Кнопочный телефон Fontel FP200

Что происходит в российской авиации

Еще одним, более серьезным, чем смартфоны, вызовом стали санкции против российской авиаотрасли. Резко возникли вопросы, связанные с обслуживанием самолетов, новыми поставками и уже сданными в лизинг бортами.

Решались эти проблемы по-разному: часть лизингодателей позволила перевести суда в российский реестр. Для поставок запчастей выстраивались новые логистические цепочки — в частности, в конце июля 2022 года Россия подписала соглашение с Ираном о сотрудничестве в сфере авиации, а в мае того же года согласно постановлению правительства был расширен список стран, которые могут быть поставщиками запчастей.

В него вошли, помимо Ирана, Египет, Узбекистан, Израиль, Мексика, Турция, Индия, Бразилия, Китай, Великобритания, ОАЭ, Иордания, Таиланд, Аруба И ЮАР.

Тем не менее, в ближайшем будущем упор планируется сделать на полном импортозамещении самолетов и их запчастей. Так, в своем пресс-релизе в конце 2023 года «Ростех» сообщил, что компания «импортозаместила сервис ключевых элементов франко-российского авиадвигателя SaM146, что исключит зависимость авиакомпаний-эксплуатантов от зарубежных поставщиков».

Двигатель SaM146 для отечественного пассажирского самолета SSJ-100 разрабатывался в 2004-2009 годах совместно с французской компанией, но сотрудничество прекратилось в 2022 году из-за санкций. Специалистам удалось разработать и сертифицировать новый вид ремонта одного из важнейших компонентов SaM146 — электронного блока управления двигателем. Это позволит авиакомпаниям, эксплуатирующим самолеты Sukhoi Superjet 100, работать независимо от зарубежных поставщиков.

А что с отечественными технологиями и решениями для бизнеса

Одной из санкционных мер со стороны ЕС по отношению к России стал, в числе прочего, запрет на поставку сенсорного оборудования и его деталей — с целью снижения объемов российской технологической отрасли.

Тем не менее, производство современного, высокотехнологичного оборудования в России не стоит на месте. Так, большой выбор решений для бизнеса предлагает российская компания Zorgtech, занимающаяся производством сенсорных киосков и ПО для них уже более десяти лет. Завод компании находится в Дубне.

Ассортимент сенсорного оборудования, которое там создается, широк: столы, напольные, настенные и уличные киоски, автокассы, киоски самообслуживания и даже дезинфекторы для рук.

Подобное сенсорное оборудование задействуется в самых разных сферах, упрощая и рабочие процессы в компаниях, и решение обычных, бытовых вопросов. Вот только некоторые варианты их применения:

- виртуальные выставки и справочные киоски в музеях; - виртуальная витрина для аптек, по одному нажатию на продукт раскрывающая его описание и применение; - сенсорный киоск с интерактивной туристической системой для путешественников; - интерактивный консультант в банках; - виртуальный портье в отелях; - медицинская онлайн-консультация с врачом при невозможности очной; - запись на прием к врачу через интерактивный терминал вместо привычной регистратуры.

Вот что об импортозамещении говорит партнер Zorgtech, руководитель группы компаний «Гефест Капитал» Павел Иванов:

«Импортозамещение — это, безусловно, важнейшая задача для обеспечения технологической независимости и безопасности нашей страны.

Но мы загорелись идеей сделать собственное, отечественное производство оборудования еще до того, как слово «импортозамещение» появилось в обиходе. И создали Zorgtech: делали качественный продукт, у нас появлялись клиенты, мы росли и постепенно снижали зависимость от иностранных поставщиков, развивали собственные технологии и создавали новые рабочие места.

Поэтому к санкциям были в какой-то степени готовы. Некоторые сложности есть, но мы справляемся и развиваемся, растём дальше».

Российское производство продолжает развиваться и наращивать обороты — пусть и, в каких-то сферах, вынужденно. В итоге мы приходим к постепенному снижению зависимости от зарубежных поставщиков, что повышает надежность и стабильность работы всех систем. Еще одним положительным эффектом импортозамещения становится развитие местного производства — это позволяет сохранить и увеличить количество рабочих мест в регионах.

Конечно, не всегда этот процесс проходит гладко — в каких-то отраслях есть сложности с квалифицированным персоналом и его обучением; кто-то сталкивается с недостатком технологической базы для полного замещения импортных продуктов или с финансовыми трудностями. Но эти проблемы постепенно решаются — компании и законодательные органы ищут новые пути развития отечественного производства, предлагая другие цепочки поставок и финансовую поддержку от государства.

В текущих условиях импортозамещение становится важной стратегией для экономической стабильности и независимости России.