Войти в почту

Особо значимые проекты пойдут на экспорт

Экспортный потенциал российских особо значимых проектов (ОЗП) обсудили представители компаний-участниц индустриального центра компетенций (ИЦК) "Металлургия" на форуме Smart Mining & Metals, организованном Информационной группой ComNews. Ранее, в январе 2024 г., на форуме "Флагманы цифровизации 2024" генеральный директор российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов рассказал о готовящемся проведении второй волны отбора ОЗП. Она, в отличие от первой волны будет отмечена экспортоориентированностью продуктов на зарубежные рынки.

Особо значимые проекты пойдут на экспорт
© ComNews.ru

Директор департамента цифровых технологий министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождев поддержал идею отбора второй волны ОЗП: "Так называемая программа "ОЗП 2.0" - это правильный вектор. Чем шире потенциальный рынок, тем качественней продукт. Есть традиционно дружественные государства, которым наши продукты исторически интересны. Российские разработчики осваивают новые рынки и выходят на те сегменты, в которых ранее не были представлены. Я считаю, что надо закладывать программу максимум и брать на себя повышенные обязательства именно на сторону разработчиков-интеграторов. Более того, у нас есть все инструменты, чтобы вручную сопровождать каждые переговоры, экспортные контракты, сделки силами наших торговых представительств. В 14 из них уже есть профильный человек, который занимается только ИТ-экспортом. Это наши цифровые атташе. До конца года их должно стать 35. Приоритетные направления: Юго-Восточная Азия, Северная Африка, Ближний Восток, страны ЕАЭС, БРИКС, Латинская Америка. Поэтому, конечно, такую планку нужно ставить. Тем более некоторые наши продукты даже в Европе конкурируют с теми, которые покинули российский рынок. Наш рынок слишком узок и без стран-партнеров здесь никуда".

Директор по информационным технологиям консалтинговой ИТ-компании ООО "Джей Эс Эй Групп" (JSA Group) Константин Зеленков считает, что российские продукты готовы для выхода на зарубежные рынки: "Изначально по ОЗП, которые мы разрабатываем, была задача сделать продукты востребованными и внутри ИЦК, и внутри отрасли, а также сделать их востребованными на экспорт. Подход у нас был продуктовый, а не проектный. Мы видим большие возможности для того, чтобы реализовывать продукты не только внутри отрасли, но и в других странах".

Исполнительный директор дивизиона "Горная добыча" группы компаний "Цифра" Николай Годунов сообщил, что их компания получает половину дохода с зарубежных рынков: "Наш бизнес 50% денег получает из-за рубежа. Мы экспортируем технологии: железо, программное обеспечение. Люди работают на вахтах. Существует такой стереотип, что западная продукция качественная, а наша - нет. Не могу с этим согласиться. Потому что большинство заказчиков из-за рубежа платят нам именно за качество. Мы растем по 30% в год. А для того, чтобы так расти, нужно искать бизнес за рубежом".

Директор по ИТ АО "Северсталь Менеджмент" Сергей Дунаев считает, что выйти на экспорт - задача не из легких: "В нынешнее время немного сложно выходить на потенциальный экспорт. Мы всегда ориентировались на внутренний рынок, потому что он в принципе большой. Но потом ты приходишь, например, в Узбекистан, и оказывается, что с местными клиентами очень тяжело вести диалог. Еще тяжелее поехать в Камбоджу или Китай и продавать там продукты. У нас морально низкая готовность к этому. Мы с большой гордостью и патриотизмом относимся к нашим товарам и считаем их лучшими. Но в других странах, в том же Китае, не понимают, почему нужно покупать именно наши товары. Здесь нужно помнить про соотношение экономик. Например, экономика третьей по величине провинции Китая больше, чем вся экономика России. Некоторым клиентам в Китае страшно покупать наши товары, потому что у них все завязано на международную систему. Конечно, наш путь к экспорту во многом лежит через готовность и технологическое совершенство продуктов, но вторую сторону, прокладывание пути к клиенту тоже никто не отменял. В сегодняшних условиях эта коммуникация с зарубежными партнерами будет потяжелее, чем разработка качественного продукта. Нужно помнить, что путь для выстраивания коммуникаций и экспорта будет крайне тернистым".