Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны

В Минцифры предложили запретить рекламные звонки. О разработке соответствующего законопроекта заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. Осенью его вынесут на рассмотрение в Госдуме.

Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны
© BFM.RU

Неизвестно, запретят ли все рекламные звонки или только роботизированные. Также речи пока не идет о наказании в случае выявленного нарушения. По словам Шадаева, «какая-то ответственность точно будет, сейчас самое главное — ввести запрет».

«Мы планируем как Минцифры ввести законопроект, который запрещает даже массовые спам-обзвоны, нам кажется, что все-таки у наших абонентов очень напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам, поэтому Минцифры планирует запретить рекламные обзвоны, особенно, если они делаются роботами. Сейчас соответствующую законодательную инициативу мы готовим».

В прошлом году МТС заблокировала больше 2,1 млрд звонков с признаками спама и несанкционированной рекламы. Их число с 2022 года, по данным оператора, увеличилось на 36%. Все потому, что это действенный рекламный ход для компаний, но сейчас потребители от него страдают, говорит партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев:

Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «Телефонные обзвоны как инструмент привлечения клиентов, к сожалению, действительно работают, и компании, которые используют этот инструмент, готовы потом вкладывать большие деньги в репутационные кампании, которые помогают как-то им очистить репутацию от этого, но они не готовы прекращать обзвоны, потому что это действительно дает им большую клиентскую базу. Но, к сожалению, в последнее время телефонная связь как рекламная площадка, можем так это назвать, превратилась в серую зону, потому что уже почти до неузнаваемости слились мошенники, спамеры и проморекламщики. Неудивительно, что решили это зачистить все и одним махом. Я думаю, что, к сожалению, по-другому нельзя, а, может быть, и к счастью. Я являюсь тоже потребителем, и как профессионал считаю, что реклама все-таки должна быть умнее и интереснее, а прямое вторжение в личную зону и пространство человека и вытаскивание из него каких-то решений — это немного не реклама, это уже директивное давление. Рынок при отказе от этого не рухнет, а психика потребителей станет только лучше».

У бизнеса, если законопроект примут и запретят все рекламные звонки, могут возникнуть проблемы. Чаще всего через телефонные обзвоны продвигают свои услуги кредитные организации, стоматологические клиники, агентства недвижимости и салоны красоты. И, например, для бьюти-индустрии нововведение будет весьма ощутимым, говорит руководитель центра красоты и здоровья Sweet Ирина Старостина:

Ирина Старостина руководитель центра красоты и здоровья Sweet «Что касается новых клиентов или холодной базы, конечно, такие звонки раздражают нас всех, мы все с этим сталкиваемся. И предлагать неизвестный салон красоты, если только по геолокации, но тоже сомнительный способ, потому что все-таки нас клиенты, как правило, рекомендуют, у нас работает сарафанное радио. А вторая сторона медали — то, что мы обзваниваем нашу постоянную базу с новыми спецпредложениями, с новинками или акциями специально для них. Здесь возникает вопрос, потому что для нас это действенный инструмент, хотя, с другой стороны, те люди, которые к нам уже ходили, подписывают информированное согласие о том, что они дают нам добро на разглашение их данных. Поэтому, если это коснется только холодной базы, то для нас это проблемой не будет. А если это коснется дополнительных документов или согласия для тех, кто в салоне подписал этот документ, тогда, конечно, для нас это будет не совсем удобно, потому что мы используем именно телефонный звонок для оповещения клиентов о записях и о рекламных материалах».

Подобный запрет — не первая попытка бороться с нежелательными звонками. В конце 2022 года в России запустили систему «Антифрод», выявляющую звонки мошенников с подменных номеров. Отмечалось, что до начала марта текущего года сервис должен был заработать у всех операторов связи. Но, по словам Максута Шадаева, на данный момент к нему подключились 90% компаний. К концу года процесс планируют завершить.

Ранее в Совфеде одобрили закон о введении штрафов для юрлиц до 1 млн рублей за спам-звонки от роботов и автоинформаторов. Ужесточили политику в отношении микрофинансовых организаций. Если они предоставляют неполную информацию о кредитах или займах, им может грозить штраф до 1,6 млн рублей.