Компании платят за IPO до 20% от объема привлеченных на нем средств

Компании, в последнее время проводившие первичные (IPO) и прямые (DPO) публичные размещения своих акций на бирже, платили за них порядка 10 — 20% от привлеченных в рамках IPO или DPO средств, оценила инвестиционная компания (ИК) «Юнисервис Капитал» (с оценкой ознакомились Frank Media). С такой оценкой согласны источники FM из нескольких компаний, ставших в последнее время публичными.

Компании платят за IPO до 20% от объема привлеченных на нем средств
© Frank Media

Группа «Астра» потратила на проведение IPO, которое состоялось в прошлом октябре, 680,8 млн рублей или 19,5% от привлеченных в рамках размещения средств, свидетельствуют данные ее МСФО отчетности. Правда, 443 млн рублей из них было потрачено на мотивационную составляющую для сотрудников группы (гендиректор «Астры» Илья Сивцев говорил , что 1400 сотрудников группы получили ее акции).

По оценке «Юнисервис Капитал», основанной на РСБУ отчетности, Henderson мог потратить на проведение IPO до 9% от суммы привлечения, а «Южуралзолото» — до 15% (обе компании стали публичными в прошлом ноябре).

МФК «Кармани» (бренд – Carmoney) потратила на проведение DPO около 15% от привлеченных средств (порядка 150 млн рублей), рассказал FM источник, близкий к компании. По словам собеседника, комиссии организаторов в последнее время выросли более чем вдвое: с 3% от размещения до 7-8% (схожие цифры – до 6% — называли инвесткомпании в опросе «Коммерсанта»).

«Диасофт» ( провел IPO в феврале 2024 года) потратил порядка 300 млн на размещение или 7,2% от привлеченного объема, рассказал источник FM, близкий к компании. Траты на IPO составляют до 10% от объема размещения, говорит собеседник, близкий к Совкомбанку ( стал публичным в декабре). Впрочем, он не учитывает расходы на PR. «Расходы на рекламу были в рамках бюджета рекламы всего банка, по сути, так это и было. Это имиджевая история», — говорит собеседник. Источники, знакомые с составом синдиката организаторов IPO «Европлана» ( вышел на IPO в марте), оценивают расходы в 6,5-8% от суммы сделки, то есть в районе 850-1050 млн рублей.

В стоимость входят PR и IR-расходы, другие сопутствующие истории, говорит другой собеседник. Один из источников напоминает, в частности, про необходимость платы маркет-мейкерам в стабилизационный период. «На круг траты на IPO составляют больше 10% [от размещения]», — говорит собеседник. Нужно учитывать и масштаб, чем больше IPO, тем дешевле он обходится эмитенту, указывает третий источник. По крупным IPO траты не дотягивают до 10%, солидарны два других собеседника.

«Привлечение и институционального, и розничного спроса обходится эмитентам недешево», — резюмируют в ИК «Юнисервис Капитал». Большинство компаний, которые провели недавно IPO, не ответили на запрос Frank Media. В МФО «Займер» ( разместилась в апреле) сообщили, что не раскрывают информацию о стоимости IPO.