Войти в почту

Нетарифные методы снижения тарифной нагрузки

Грузоотправители сырьевых грузов работают в принципиально новых экономических условиях, они вынуждены менять логистику поставок из-за разворота на восток. Это влечет за собой удлинение и усложнения логистики, наработанные схемы в Европу потеряли актуальность, и теперь грузоотправители вынуждены искать выходы, в том числе и на Восточный полигон. Однако здесь они переживают ценовое давление всех участников экономической цепочки, в том числе логистической, друг на друга. Все хотят повысить рентабельность, говорит А. Синев. Но грузоотправитель и получатель при таком экстенсивном развитии не выдержат, им необходимо как покрыть затраты поставщиков, так и ответить на рост удельной стоимости энергоресурсов, транспортировки, в особенности, в нерегулируемом сегменте.

«В ближайшие два года мы рискуем войти в ножницы спроса и предложения. Экономические издержки всех участников логистической цепочки превысят платежеспособный спрос», – сказал он.

Старые экономические условия были таковы: тарифы устанавливала Федеральная служба по тарифам. Но в этой организации не использовали горизонтальное взаимодействие со смежниками: тот, кто устанавливал тарифы в порту, никак не соизмерял их с железнодорожными тарифами, более того, если устанавливались исключительные тарифы на перевозку зерна, то могли их установить только на перевозку по железной дороге. В 2015 году Федеральную службу по тарифам ликвидировали. Функции по регулированию ж/д тарифов передали в ФАС. Однако часть тарифов вовсе лишилась регулятора. В их числе – операторские ставки. Они не регулируется, так как этот сегмент выведен из тарифного регулирования. А между тем предоставление вагона – это часть перевозки. Однако отсутствие контроля со стороны регулятора позволяет отдельным операторам вести себя конкурентно, продолжил А. Синев.

«Ситуация развивается негативно. Область перевозок – не автономна. На рынке произошло переворачивание экономического и логического принципа регулирования», – заявил он.