Итало-российская торговая палата приостановила механизм оплаты итальянских товаров в рублях
Торговая палата Италии и России приостановила механизм, позволяющий покупать за рубли итальянские товары, разрешенные к ввозу в Россию. Об этом сообщил глава палаты Фердинандо Пелаццо. По его словам, Комитет по финансовой безопасности Италии выразил опасения, что механизм позволит обходить санкции, и направил им письмо с требованием приостановить работу системы. При этом в торговой палате не считают, что нарушают ограничения, так как работают с товарами, не попадающими под санкции. Эксперимент стартовал в феврале этого года и должен был продлиться до мая. Business FM тогда поговорила с предпринимателями, ведущими внешнеэкономическую деятельность с Италией, они очень надеялись на этот механизм, считая, что он упростит жизнь многим импортерам. Что они думают сейчас?
Руководитель «Италтехсервиса» Ирек Зайнетдинов: «Я немножко проинформировался среди своих предпринимателей, знакомых, даже среди своих партнеров в Италии, среди бывших депутатов парламента Италии. Ситуация такая, что эта возможность, к сожалению, даже до того, как она начала реально полноценно работать, вызвала негативную реакцию со стороны политического руководства Италии, что, как следствие, заставило экономические власти Италии выйти на торгово-промышленную палату и, соответственно, заблокировать эту возможность любым путем. Потому что даже такая возможность работать с Россией, к сожалению, с точки зрения актуальной политической конъюнктуры не позволяла бы этому механизму полноценно работать. Поэтому либо заблокировали бы банки итальянские, либо банки-посредники в Армении или в других странах, ну и, соответственно, эта возможность была бы сведена к нулю. Здесь нет никаких санкционных товаров, здесь нет обхода санкций через третьи страны, здесь есть исключительно политическая конъюнктура — не дать возможность никаким способом торговать с Россией в данной ситуации».
Основатель и гендиректор «Мануфактуры Малюгина» Александр Малюгин:
— Когда эта новость вышла, очень сильно порадовала, хотя мы сейчас сами напрямую из Италии не возим. Но у нас есть партнеры, которые работают с Италией, я даже полагал, что мы успеем воспользоваться окном возможностей, но не удалось, все хорошее быстро кончилось. Конечно, это политические решения, которые не имеют отношения к бизнесу, и все вот эти оговорки — товары неподсанкционные, да никого это уже сейчас не волнует. Сама возможность торговать за рубли, да это отличная возможность, мы сами сейчас торгуем за рубли с нашими зарубежными партнерами, и нам это гораздо более удобно, чем торговать в валюте. Была бы эта возможность, было бы хорошо и Италии, и России.
— Это просто опасение санкций, перестраховка?
— На мой взгляд, это вообще целенаправленная деятельность просто по прекращению бизнеса. Не знаю, кому и зачем это нужно. Это не связано с номенклатурой товаров, санкционные, не санкционные — это просто удушить работу Италии с Россией, тут нет ничего другого, на мой взгляд. Например, мы из Италии сейчас через торгового посредника получаем трикотажное эластичное полотно, оно неприменимо ни в каких целях, кроме как в спортивной модной индустрии. Честно говоря, мы уже привыкли жить в условиях ограничений, так что будут эти ограничения, будут другие.
— То есть, думаете, возврата к этой опции, к этому окну не будет?
— Я, конечно, обратил внимание, что торгово-промышленная палата предпринимает усилия для того, чтобы отстоять свою позицию, но мне кажется, все это бессмысленно, ничего не поменяется как минимум до тех пор, пока не поменяется мировой и политический контекст.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин в феврале в разговоре с Business FM видел много нюансов в работе этой платежной системы, но тогда встретил новость тоже позитивно. Сейчас решение итало-российской палаты он объясняет тем, что банковская система Италии боится попасть под санкции и таким образом перестраховывается:
Александр Липилин исполнительный директор виноторговой компании Fort «Мы сами этим не пользовались, потому что в импорте алкоголя достаточно много правил, там определенное таможенное оформление, должны соответствовать документы, которые мы подаем на таможню. Что можно тут сказать? Санкции — вещь такая довольно неприятная, в первую очередь потому, что каждый новый пакет санкций провоцирует определенную неразбериху. Выходит новый пакет санкций, юристы всех банков, все комплаенсы, все юридические отделы начинают их читать, начинают их интерпретировать и, собственно, с этого бюрократического языка переводить на язык уже инструкций для собственных служб банков. Пока этот процесс происходит, практически все платежи, существенная их часть встает, и то, что раньше было можно, становится нельзя, причем зачастую это не соответствует каким-то действительно санкционным ограничениям, это просто банки, какие-то юристы неверно прочитали инструкции. Есть банки на стороне получателя, допустим, банки наших поставщиков небольшие, которые, не имея возможности привлекать каких-то серьезных юристов, просто отказываются принимать платежи из России в принципе, и наши партнеры вынуждены открывать счета в более крупных банках, хотя алкоголь относится к продуктам питания, не под какие санкции не подпадает. Тем не менее проблемы с оплатами постоянно возникают на протяжении всех этих двух лет».
По словам главы итало-российской торговой палаты Пеллацо, сейчас их юристы рассматривают полученное письмо и изучают содержание 13-го пакета санкций. Он в основном касается третьих стран, которые помогают России в обходе ограничений. «Нас это не касается», — сказал Пеллацо.