Войти в почту

Электронные сервисы облегчают жизнь государственным заказчикам

Эволюция системы закупок сегодня активно продолжается. Одним из стимулов для цифровизации этой отрасли стала пандемия. Многие процессы ускорились и стали дистанционными. Появился электронный обмен данными, была внедрена электронная подпись, автоматизирована система торгов. По данным исследования McKinsey & Company, 65 процентов B2B-компаний предпочитают проводить сделки в онлайн-формате. А более 85 процентов всех закупок - электронные.

Электронные сервисы облегчают жизнь государственным заказчикам
© Российская Газета

Уход с российского рынка целого ряда иностранных компаний и невозможность использования зарубежного ПО стали импульсом к развитию отечественного софта. Нашим ИТ-разработчикам есть что предложить взамен продукции ушедших иностранных компаний. Тем более что российский софт и различные ИТ-решения для системы госзаказа начали разрабатываться далеко не вчера. Курс на импортозамещение был взят около 10 лет назад.

Все отечественные электронные сервисы в сфере госзаказа можно разделить на несколько уровней. Первый уровень - единая информационная система (ЕИС), которая включает также ряд подсистем. ЕИС служит для управления, консолидации информации и аналитики о проводимых закупках по федеральным законам N 44-ФЗ (заказы государственных и муниципальных структур) и N 223-ФЗ (заказы госкомпаний).

"Сейчас активно создаются транзакционные модули, подсистемы ЕИС, - поясняет заместитель генерального директора "ТЭК-Торг" Евгений Можаев. - Например, посвященные актированию, развитию полного электронного документооборота при осуществлении закупок".

Второй уровень электронных сервисов - это региональные информационные системы (РИС). Их развитием занимаются три ведущие компании, но разработчиков подобных систем на рынке больше. Третий пул сервисов, используемых в госзаказе, - это федеральные электронные площадки. Таких площадок, согласно постановлению правительства РФ, отобрано восемь. Они служат для проведения закупок, а также публикации их результатов, привлечения поставщиков, подведения итогов и заключения договоров в электронной форме.

"Федеральные ЕИС, РИС и электронные торговые площадки полностью сделаны на российском ПО, - отмечает Евгений Можаев. - Их разработка и совершенствование ведется постоянно: под задачи, которые ставит государство и госзаказчики, под тенденции рынка, для повышения производительности труда, автоматизации, степени интеграции, информационной безопасности".

По словам эксперта, на рынке электронных сервисов в сфере госзаказа существует здоровая конкуренция среди российских разработчиков. "К примеру, восемь федеральных площадок уже конкурируют за заказчика своим функционалом и всем, что может привлечь клиента, - говорит Евгений Можаев. - У региональных информационных систем есть три разработчика, и они тоже конкурируют между собой".

Сегодня компании, работающие в системе госзаказа, хотят оптимизировать свои бизнес-процессы: экономить финансовые, временные и трудовые ресурсы. Кроме того, рынок стремится к тому, чтобы процесс закупок становился проще, а торги - прозрачнее. И отечественные разработчики ориентируются на такие потребности.

"Большой спектр решений еще не закрыт отечественными разработками, и они ведутся прямо сейчас, - отмечает заместитель директора подразделения консалтинга DIS Group Сергей Евтушенко. - Большинство ИТ-компаний в той или иной степени начали заниматься разработкой российских программных продуктов, чтобы закрыть дефицит, который образовался после ухода с рынка иностранных вендоров".

Российские компании уже несколько лет разрабатывают ИТ-решения для системы госзаказа, и им есть что предложить взамен иностранной продукции

Сегодня на рынке существует целый ряд систем для электронных закупок. Например, ASZak - система, которая автоматически формирует закупочную документацию в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ с учетом десятков подзаконных актов. Другая программа - "1С:Государственные и муниципальные закупки 8" - предназначена для автоматизации всех этапов подготовки и проведения закупочного процесса. Она позволяет оптимизировать и упростить подготовку документов, принятие решений на разных этапах.

Система "Атомбот.Закупки" имитирует работу человека по составлению отчетов, сверке файлов, анализу данных, формирует и проверяет техническое задание, составляет запрос коммерческого предложения и многое другое. Платформа PIX RPA обрабатывает первичную документацию и платежи, подготавливает счета, оформляет справку 2-НДФЛ. А продукт ElectroNeek Studio обеспечивает роботизацию рутинных задач: копирование, вставка, перенос данных из одной системы в другую, поиск, сравнение информации из интернета и так далее. Система "1С:Документооборот" предлагает совместную работу с документами и файлами, автоматизацию бизнес-процессов и проектной деятельности. Она может сканировать, распознавать, создавать документы по шаблонам, систематизировать.

Сегодня компании, работающие в системе госзаказа, хотят оптимизировать свои бизнес-процессы: экономить финансовые, временные и трудовые ресурсы

"В целом на рынке достаточно много предложений по автоматизации, при этом крупные компании самостоятельно разрабатывают свои ИТ-решения", - отмечает руководитель налоговой практики юридической компании Bishenov&Partners Оксана Соболева.

С развитием цифровизации актуальными становятся вопросы, связанные с обеспечением безопасности. Российские разработчики учитывают и этот момент. Например, Портал поставщиков Москвы внедрил инструмент, который защищает личные данные предпринимателей и позволяет безопасно провести госзакупки. При входе в аккаунт программа предложит пользователю решить простой математический тест, который позволит отличить реального посетителя портала от бота. Система также способна защитить личные кабинеты пользователей портала от взлома, препятствует групповым хакерским атакам и блокирует вирусные рассылки писем.

Еще один инструмент безопасности - это информационная система "Независимый регистратор". С ее помощью можно записывать все действия, происходящие на электронной торговой площадке, в режиме реального времени. Система поможет выявить случаи мошенничества при проведении закупок, а также сохранит полученную информацию в зашифрованном виде и при необходимости передаст в соответствующие органы для дальнейшего разбирательства.

С помощью данного инструмента можно выявить неправомерное блокирование доступа к аукциону, намеренное ограничение или скрытие функционала оператором электронной площадки, сбои в работе площадки и многое другое.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Калмацкий