"Газ на колесах" всюду не успевает: Цистерны-газовозы внезапно стали дефицитом
На российском топливном рынке возникла значительная нехватка цистерн для доставки сжиженного углеводородного газа (СУГ) нефтехимическим предприятиям, утверждает «Коммерсант».
По данным издания, с января по апрель не удалось отгрузить несколько партий топлива объемом в 50 тысяч тонн, в мае — 19 тысяч тонн. Как сообщает Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК, всего в марте для предприятий нефтехимической отрасли было отгружено 293 тысячи тонн сжиженного пропан-бутана, из них 207 тысяч тонн было доставлено железной дорогой.
В 2025 году, по оценке источников «Коммерсанта», для перевозки произведенного СУГ (примерный объем оценивается 3,3 млн тонн) потребуется в общей сложности 40 тысяч цистерн, а в 2028-м – 45 тысяч. Следует учесть, что в период 2025-2028 гг. будет списано 2,5 тысячи вагонов.
Непростая ситуация с отгрузкой вызвана в первую очередь ростом числа списания старых вагонов, а также низким уровнем закупки новых. Скажем, в 2018 году стоимость цистерны для перевозки сырья составила немногим менее 4 млн рублей, а сегодня достигает уже 9 млн рублей.
Для многих производителей СУГ и перевозчиков эти суммы явно не по карману. В настоящее время заинтересованными сторонами ведутся переговоры об изготовлении 1,5 тысячи вагонов, но компании-производители готовы выпустить их только в 2025-2026 гг.
Но даже указанные 1,5 тысячи вагонов все равно не удовлетворят всех потребностей в перевозке СУГ, поскольку в марте на совещании в Минпромторге РФ представители РЖД сообщали, что дефицит цистерн составляет около 3,6 тыс. В качестве меры, которая могла бы снизить остроту проблемы, в компании предложили уменьшить срок загрузки-разгрузки цистерн, что позволит увеличить их оборот.
В общем, железнодорожники ненавязчиво возражают нефтехимикам и энергетикам, заявляя, что ситуация не так уж плоха.
Следует напомнить, что еще в марте текущего года руководители ряда нефтегазовых компаний («ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Татнефть», «НОВАТЭК») направляли письмо вице-премьеру Александру Новаку с просьбой решить вопрос с вагонами-цистернами для СУГ.
В письме заявлялось, что их дефицит увеличивался с 2022 год из-за списания большого числа вагонов. Кроме того, срок оборота вагонов после введения антироссийских санкций и переориентации транспортных потоков внутри страны вырос на 13 процентов в 2023 году по сравнению с 2021-м.
В письме отмечалось, что данная ситуация привела к тому, что за последние пару лет перебои с обеспечением вагонами-цистернами для отгрузки СУГ и нефтепродуктов выросли, что привело к недопоставкам топлива потребителям, а также снижению объемов переработки на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях. Все это создает риски дестабилизации российского топливного рынка, говорилось в документе.
Авторы письма предложили свои варианты выхода из ситуации – в частности, снятие запрета на продление срока службы вагонов-цистерн (на три-пять лет) без проведения их модернизации (разумеется, в случае их полной технической исправности), инвентаризацию планов вагоностроительных предприятий, а также принятие мер по снижению стоимости производства цистерн.
Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов не согласился с пессимистичной оценкой ситуации, пояснив «СП», что никакой нехватки цистерн не существует.
– Просто у нас часто смешивают такие явления, как нехватка и подорожание чего-либо. У нас в данном направлении нет дефицита чего бы то ни было, просто цена продукции выше той, что была вчера.
В настоящее время никто не будет производить эти вагоны, так сказать, на перспективу, поскольку нет гарантии, что этот газ не пойдет на дополнительную переработку еще куда-то. Кроме того, есть еще специальные контейнеры, в которых вполне можно доставлять сырье. Вариантов логистики сжиженных углеводородных газов довольно много и выход найти можно.
Публицист, редактор онлайн издания «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич считает, что истина в негласном споре о нехватке цистерн между энергетиками и железнодорожниками уже в ближайшее время, видимо, будет где-то посередине.
– В конце нынешнего года будет введено эмбарго на поставки СУГ в Европу и можно представить, каков будет дальше маршрут цистерн и сколько составит их пробег, он увеличится вдвое-втрое. Получается, то, что очевидно производственникам, не слишком очевидно РЖД. В таком случае вопросы должны задаваться железнодорожникам, но никак не производственникам.
«СП»: В РЖД как раз говорят, что вагонов-цистерн вполне хватает.
– На сегодняшний день, пока поставки в Польшу не прекращены, ситуация вполне приемлемая. Надо полагать, в РЖД не могут произвести необходимые расчеты, что будет потом, после того, как начнут действовать введенные ограничения.
Напомню, СУГ отгружают из Западной Сибири, откуда идет отлаженный маршрут в сторону Польши, где пока еще находится основной хаб. Но уже довольно скоро СУГ предстоит изменить маршрут – двигаться из Западной Сибири не в сторону Европы, а на Дальний Восток. Пробег вырастет минимум в два раза, а то и больше. Следовательно, нужно большее количество цистерн, нехватка которых очевидна, если здраво оценить географию нашей страны.
«СП»: Что же делать?
– Резко наращивать производство вагонов-цистерн. Иного пути не просматривается. А со стороны железнодорожников я вижу попытку снять с себя ответственность.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».