Российский ИТ-рынок: переход к гиперавтоматизации
Автоматизация, влекущая за собой качественные изменения в организации бизнес-процессов в компаниях, необходима для полноценного развития бизнеса. Но сегодня уже недостаточно выявить и автоматизировать подходящие процессы, важно использовать новые подходы и широкий стек инновационных технологий, включая искусственный интеллект. В этом случае можно говорить о новом уровне автоматизации, получившем даже новое название – "гиперавтоматизация", полагает директор компании SL Soft Тагир Яппаров.
Текущая ситуация на ИТ-рынке
Сегодня мы хорошо понимаем вызовы, поставленные перед российской ИТ-индустрией. Разработчикам за несколько лет нужно пройти путь, который глобальные вендоры преодолевали несколько десятилетий. Параллельно заказчики должны сформировать для себя принципиально новый ИТ-ландшафт. Раньше они планомерно строили инфраструктуру на технологиях глобальных игроков в понятных, прогнозируемых условиях, когда несколько ведущих вендоров образовывали ключевой стек экосистем. Сегодня эти экосистемы на нашем рынке разрушены, и на первый план вышли более сотни российских разработчиков, которые должны предоставить некие альтернативные продукты, причем совместимые между собой. Часть функционала у них действительно уже реализована, но многие задачи еще ждут своего решения. А импортозаместиться хотелось бы в короткие сроки – в ближайшие 3-5 лет заменить информационные системы и развить новые. И нужно учитывать еще один важный фактор: дефицит специалистов, прежде всего по российским продуктам.
Почему многие отечественные разработчики не могут организовать качественную работу с заказчиками? Дело в том, что наличие технологий или готового продукта – только первый этап создания успешного бизнеса. Второй – это развертывание клиентского сервиса: формирование такой модели, когда с заказчиком работают не только продавцы, но и архитекторы, консультанты, поддержка. Клиентский сервис – до сих пор слабое место российских разработчиков, ведь прежде их штат состоял примерно из 80-100 сотрудников и основные ресурсы уходили на создание самого продукта. Сегодня у ИТ-компаний, как правило, сохраняется большой бэклог перед клиентами, и при выборе между программистом и специалистом клиентского сервиса они выбирают первого. То есть компании среднего и малого бизнеса не готовы работать с большим количеством заказчиков, предоставляя им то качество сервиса, к которому они привыкли при взаимодействии с глобальным игроками.
Консолидация усилий – объективная необходимость
Оптимальным решением этой проблемы видится консолидация, обеспечивающая вендору доступ к финансовым средствам для развития бизнеса. Сейчас эта история набирает обороты: появляются компании, которые выходят на фондовый рынок, формируют капитал и вкладывают инвестиции в отношения с клиентами, создают профессиональный сервис. Фактически это означает выход таких компаний на новый уровень зрелости. К примеру, SL Soft – часть компании Softline, вышедшей на биржу, имеет возможность инвестирования и делает ставку на объединение готовых перспективных технологий и продуктов в единую структуру. Таким образом мы можем предлагать клиенту более комплексные решения, которые мы развиваем на средства, полученные от инвесторов.
Такая стратегия требует еще и формирования партнерской сети на рынке – технологической кооперации с другими вендорами для создания совместимых решений, организации центров компетенций, а также более проактивной модели взаимодействия с клиентами. Мы считаем наших заказчиков такими же партнерами – вместе мы можем быстрее и эффективнее создавать и сопровождать решения, заменяя старую инфраструктуру и двигаясь туда, где прежде не было цифровых процессов.
Все это позволит сформировать на рынке группу лидеров, обладающих готовыми протестированными интегрированными продуктами – основой для качественной гиперавтоматизации.
Гиперавтоматизация: не только рутинные задачи
Рынок гиперавтоматизации, по прогнозам аналитиков, очень скоро станет одним из крупнейших в ИТ-отрасли в глобальном масштабе.
Мы понимаем под гиперавтоматизацией не просто тотальную автоматизацию всех подлежащих оцифровке бизнес-процессов, но и отказ от старых решений в пользу новой архитектуры и новых подходов. На рынке появляются более совершенные технологии, в которых интенсивно используется искусственный интеллект, принцип Low-Code/No-Code. Пересмотр архитектуры продуктов, разрабатываемых российскими вендорами, – принципиальная задача. Ведь если мы просто копируем чужие наработки, то фактически заранее обрекаем свой продукт на отставание от глобальных игроков, формируем неэффективную модель. А реализуя востребованные заказчиком задачи с помощью передовых технологий, получаем шанс сделать более удобный в использовании и перспективный продукт.
Поэтому в SL Soft мы формируем продуктовый стек, который максимально нацелен на гиперавтоматизацию: использование технологий ИИ, RPA, text mining, process mining, Low-Code/No-Code.
На следующем этапе мы планируем создавать готовые отраслевые решения: промышленность, ритейл и т. д. Ведь именно бизнес-заказчики сегодня проектируют ландшафт автоматизации и формулируют требования. А задачи ИТ-подразделений – поддержка инфраструктуры и общей архитектуры.
Основной же особенностью современной гиперавтоматизации становится активное использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. ИИ в той или иной степени уже "под капотом" большинства программных продуктов. И для дальнейшего развития гиперавтоматизации, как комбинации технологий, важно грамотно изменять модели внедрения и адаптации систем. Тогда мы сможем переходить от очень дорогих и сложных проектов к использованию, например, No-Code концепции, когда для проектирования или модификации бизнес-системы компании не нужен программист, а достаточно бизнес-аналитика. Это иная концепции развития – в ней автоматизация предстает недорогим инструментом реальной трансформации компании.
Создаются цифровые платформы, на которых автоматизированы не только рутинные процессы, но и многие творческие. Благодаря ИИ появляются виртуальные ассистенты и цифровые помощники, которые создают фактически новую модель работы человека с информационными системами и ресурсами.
Мы вплотную подходим к этапу, когда гиперавтоматизация начинает затрагивать профессиональные зоны ответственности, процессы, в которых есть место творчеству, и интеллектуальные, а не только типовые задачи. Она охватывает те области, где прежде цифровые технологии не были доступны или обходились очень дорого.