«Легкий способ избавиться от долгов» хотят оставить в прошлом
«Легкий способ избавиться от долгов» хотят оставить в прошлом
К рекламе добровольного банкротства предложили предъявить новые требований.
О том, что личное банкротство — не лучший вариант избавиться от долгов, может предупреждать реклама компаний, которые предоставляют эту юридическую услугу. Такие поправки в законодательство члены Совета Федерации обсуждают с Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, ФАС совместно с Минцифры готовит изменения в закон о связи, которые позволят операторам блокировать спам-звонки. Когда россиян избавят от назойливой и неправдивой рекламы, рассказываем в этом материале.
Кредитоманов охладят словом
Реклама различных финансовых услуг является одной из самых популярных категорий на телевидении, радио и в интернете. Однако этот рынок неоднороден: если одни компании продвигают кредиты и вклады, то другие предлагают помощь в добровольном банкротстве, представляя это как легкий способ списать долги по тем же кредитам. Получается замкнутый круг.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын на круглом столе 23 мая подчеркнул, что не существует безопасного и простого способа избавиться от долгов, кроме как законно их выплатить.
По его словам, реклама банкротства формально не нарушает закон, но несет явно антисоциальную направленность. Уже есть случаи привлечения организаций к ответственности за некорректное продвижение таких услуг. Начальник управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина сообщила, что неправильная реклама финансовых услуг занимает второе место по количеству нарушений закона после распространения сообщений по сетям электросвязи, на нее приходится 16-18% всех нарушений.
С начала 2024 года действует закон об указании в рекламе полной стоимости кредита, если указан размер ставки, и рынок уже отреагировал на это. Откровенно вводящих людей в заблуждение посылов стало меньше, отметила Никитина.
В апреле 2024 года группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий использование в рекламе кредитов «охлаждающей фразы»: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски».
Кроме того, вместо требования указывать в информационном сообщении условия кредита может быть предложено размещение ссылки на ресурс, где эти условия изложены понятным языком и подробно. Такая ссылка будет более заметна, чем много текста мелким шрифтом, пояснила Никитина.
Быть должником — не лучшая участь
В комментарии Татьяна Никитина признала, что реклама банкротства, несмотря на выявленные нарушения, предлагает законные услуги, которые позволяют снять чрезмерное финансовое бремя.
Однако она отметила, что информационные сообщения "
«не должны вводить людей в заблуждение своей доступностью, легкостью и беспоследственностью». В Совете Федерации предложили использовать в такой рекламе «охлаждающие» надписи.
По словам Алексея Синицына, люди должны понимать, что банкротство несет определенные последствия - оно портит репутацию, требует уплаты судебных издержек, может привести к распродаже имущества должника и ограничению его прав в дальнейшем.
В ФАС надеются, что со временем рекламодатели будут меньше позиционировать банкротство как «легкий способ избавиться от долгов», а будут лишь информировать о юридических услугах, позволяющих реализовать предусмотренные законом права.
Спам не остановить
Около трети нарушений рекламного и антимонопольного законодательства связаны с распространением информации по сетям электросвязи, таким как нежелательные звонки и SMS-сообщения без согласия абонента, или спам. В настоящее время операторы сотовой связи не ограничивают такие звонки, поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Министерством цифрового развития разрабатывают поправки в законы о связи и правила оказания услуг.
Цель этих поправок - предоставить операторам возможность блокировать рекламные или мошеннические звонки, не допуская их до абонента. Для определения спам-звонков будут использоваться различные маркеры, например, если номер ранее использовался для незаконной рекламы.
Хотя законопроект еще не внесен, в ФАС уже признают, что полностью искоренить рекламные и мошеннические звонки с помощью новых мер не удастся. Тем не менее, ожидается, что их число все же удастся существенно сократить.
Блогеров и иноагентов лишили миллионов
Интернет-реклама занимает более половины рекламного рынка в России. В 2022 году она была взята под жесткий контроль властей. Все распространители рекламы в Интернете теперь обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре.
В 2023 году на учет встали более 1 миллиона рекламодателей, около 5,7 тысяч агентств и 46 тысяч рекламораспространителей, сообщила замначальника управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора Лариса Ищук.
В Едином реестре интернет-рекламы зарегистрированы бюджеты на 635 миллиардов рублей. Половина этих средств приходится на рекламу в Москве, две трети - на Центральный федеральный округ. Чаще всего в Интернете рекламируются торговые услуги, информация и связь, финансово-страховые услуги, недвижимость, здравоохранение и строительство.
За нарушение правил учета рекламы установлены штрафы, но пока их немного - всего 91 по стране, из которых 46 в ЦФО. Общая сумма штрафов составила 5,5 миллиона рублей. Большая часть нарушителей - крупные блогеры, в том числе иностранные агенты.
Россияне проводят в Интернете в среднем 4 часа 8 минут в день, тогда как время просмотра телевидения составляет 3 часа 33 минуты. Аудитория телевидения - преимущественно люди старше 55 лет, а Интернета - молодежь.
Фото: «Парламентская газета»
В Омской области подорожал техосмотр