Технологии помогают снизить затраты в цепях поставок
Существенной проблемой логистического рынка остаются простои транспорта и порожний пробег. Затраты на перевозку из-за этого могут вырасти на 30% от ее стоимости, отметили участники сессии "Работа с издержками в цепях поставок" в рамках синергии выставок Expo.
Оптимизировать бизнес-процессы и повышать их эффективность участникам рынка помогают технологии. Причем важно не только внедрять инновации, но и пересматривать те решения, которые уже работают. О реинжиниринге существующих IT-систем рассказал руководитель портфеля продуктов РОЛЬФтех Валентин Островский. По его словам, если то или иное технологическое решение перестает обеспечивать необходимые финансовые и операционные показатели, оно становится якорем для бизнеса и не позволяет реагировать на актуальные вызовы.
Автоматизированная программа реализации проектов позволяет управлять всеми этапами поставок и продаж запчастей, рассказал Островский. Это, в частности, управление складскими запасами и автозаказом, динамическое ценообразование, новый оптовый портал и др. Ожидается, что внедрение программы позволит увеличить товарооборот на 25%, рентабельность - на 15%, а также ускорить работу сотрудников в 4-5 раз.
Технологичная система управления запасами позволяет оптимизировать хранение товаров на складах. Основные проблемы сегодня, как отметила директор по планированию Unilever Татьяна Воробьева, это волатильность рынка, нестабильность поставок, трудности в построении логистики из Азии.
За последние два года, по ее словам, на рынке FMCG появилось более 500 новых брендов, и в каждом - широкий ассортимент. Система управления позволяет синхронизировать запасы и ресурсы, чтобы выдавать дополнительные объемы на рынок, а также минимизировать риски и снизить затраты на хранение. Необходимо также балансировать поставки сырья и готовой продукции. Шампуни, например, обходятся на 2% дешевле в неготовом состоянии, добавила Воробьева.
Неоптимальная загрузка транспорта, простои и порожний пробег ведут к переплате за логистику до 30%. Увеличить производительность транспорта и прибыль от логистики помогает искусственный интеллект, рассказал основатель и CEO "Точка-Точка" Артем Марчук. У бизнеса сейчас есть выбор - платить крупным транспортным компаниям (минимальные риски, но высокие цены), обращаться на биржи грузоперевозок (есть риск получить неизвестного перевозчика) или к онлайн-сервисам (работают с ограниченным парком).
Альтернативный вариант - инновационное решение, которое объединяет заявки разных клиентов и позволяет загрузить транспорт на всем протяжении маршрута. Не планируется возить товары от разных клиентов в одной фуре, уточнил эксперт. Суть в том, чтобы продать форвардный контракт перевозчику и потом забрать на спотовом рынке заявки клиентов.
Нейросеть проанализирует заявки клиентов и автоматически составит контракт со страховкой, биллингом, источником финансирования и просчитанным маршрутом. Определять цены перевозок и формировать будущие партии также будет искусственный интеллект. При среднесрочной загрузке контракты могут торговаться по оптовым ценам на рынке перевозчиков и по розничным - на рынке отправителей грузов. В созданной программе грузоотправитель и перевозчик могут контактировать напрямую. Тендер можно создавать как на собственном ПО, так и через сервис для перевозок.
Для сохранения лидерства на рынке важно не просто внедрять инновационные решения, а самим создавать технологии, которые выведут старые разработки из игры. Это так называемые компании-дизрапторы - те, кто полностью меняет правила и нормы, устоявшиеся на рынке. По словам Валентина Островского, дизрапторы перестраивают текущую парадигму бизнеса, и стать такой компанией - один из лучших способов укрепить лидерство на рынке.