Индекс PMI обрабатывающих отраслей РФ в мае поднялся до 54,4 пункта
Обновлено в 22:55
Индекс деловой активности обрабатывающих отраслей вырос в мае. После мартовского рекорда в 55,7 пункта и резкого падения в апреле индекс PMI показал рост и составил 54,4 пункта. Это следует из исследования S&P Global.
Среди причин положительной динамики опрошенные компании назвали увеличение спроса и появление новых заказов. Последнее стало возможным в том числе за счет увеличения расходов бизнеса на рекламу.
Отмечается, что высокий спрос породил резкое увеличение количества рабочих мест до рекордных значений за последние 26,5 года. Число новых сотрудников действительно растет, но найти их не так просто, говорит директор группы компаний «Русит», председатель наблюдательного совета компании «Пушкинский текстиль» Дмитрий Филиппов:
Дмитрий Филиппов директор группы компаний «Русит», председатель наблюдательного совета компании «Пушкинский текстиль» «Спрос на продукцию растет большими темпами, в том числе наше предприятие наращивает объем выпуска, но есть две проблемы, которые характерны для всех предприятий. Первая — это кадры, на сегодня закрыть вакансии становится все сложнее и сложнее, методы борьбы с этим в виде повышения зарплат работают не очень эффективно. Вторая — резко усложнилась финансовая логистика в дружественные страны, и это тоже накладывает сейчас серьезные проблемы на производство. Если бы не эти две проблемы, все было бы замечательно. Основные сложности, которые удалось преодолеть, это перестроить производство, изменился спрос, ассортимент, но мы были к этому готовы, это преодолели».
В исследовании отмечается, что в мае ускорились темпы инфляции издержек у обрабатывающих отраслей. Бизнес жалуется на выросшие затраты на логистику и поставщиков.
Комментирует гендиректор инжиниринговой компании в области переработки полимеров «Адитим» Георгий Солдатов:
Георгий Солдатов гендиректор инжиниринговой компании в области переработки полимеров «Адитим» «Почему у меня возникают вопросы по поводу индекса, потому что сейчас есть проблемы с платежами в другие основные юрисдикции — Китай, Турцию и так далее. Это значит, что снижается товаропоток, снижаются в том числе одновременно запасы на складах, потому что сырье не успевает приезжать в связи с тем, что оплатить невозможно. Поэтому я не вижу оптимизма в данном индексе, есть определенные сложности с базовыми вещами, связанными с юрисдикциями, которые нам сейчас близки. Еще есть падение ипотечных кредитов в первом квартале, у нас есть тоже история, что сейчас происходит со стройкой, еще ожидания увеличения стоимости денег и вопросы к инвестиционным механизмам. В рамках тех сегментов, в которых работаю я, не вижу серьезного оптимизма для роста индекса».
Поднялись и отпускные цены, но на них также влияет и кадровый голод. Чтобы удержать и привлечь сотрудников, приходится увеличивать зарплаты, говорит член наблюдательного совета Лиги переработчиков макулатуры, акционер Солнечногорского опытно-экспериментального механического завода Денис Кондратьев:
— В данный момент времени относительно 2021 года статистика по выручке медленно, но верно ползет вверх, мы потеряли после начала СВО 30% чистого экспорта, еще около 20% от выручки потеряли после ухода компаний, в нашем случае это была IKEA и еще несколько транснациональных компаний, которые практически прекратили свою деятельность на территории РФ. Пятидесятипроцентная потеря выручки для нас была очень болезненной, сейчас мы замечаем, что, вероятно, 2024 год мы закончим с похожими показателями по выручке, прибыль 2021 года пока для нас выглядит недостижимо. Мы компенсировали те потери, постепенно двигаемся в сторону благополучия, поэтому пока ожидания только позитивные.
— Испытываете ли вы проблемы с наймом сотрудников, хватает кадров?
— Кадровый голод в отрасли целлюлозно-бумажной промышленности — это извечная проблема, связана она с тем, что профессия инженера очень долгое время была непопулярна, и конкуренция, которую мы сегодня испытываем с другими секторами экономики. Наши вузы нам уже сигнализируют, что они не набирают студентов даже на бесплатную магистратуру, в части синих воротничков такая же проблема, что почему-то как, наверное, государство упустило этот момент, сейчас пожинаем плоды. Пытаемся справляться, но это тяжело, конкуренция за персонал растет, приходится поднимать зарплаты. Это не самым лучшим образом может сказаться на качестве, производительности и инфляции, себестоимость того, что выпускаем, за счет фонда заработной платы будет только явно увеличиваться.
Генеральный директор и собственник ООО «Презент упаковка» Валентин Скуратовский говорит, что его отрасль чувствует себя хорошо:
Валентин Скуратовский генеральный директор и собственник ООО «Презент упаковка» «Мы производим пищевую упаковку и привязаны к спросу в торговых сетях на продукты питания, такие как молочная продукция либо продукция быстрого приготовления. Нас не особо касаются какие-то кризисы либо политическая ситуация, потому что люди ходят в магазины каждый день и покупают продукты. По сравнению с прошлым месяцем либо прошлым годом у нас заказы незначительно растут, скажем так. Трудности, которые есть, это, конечно, трудности с сырьем, потому что у нас практически все сырье зарубежное и есть сырье, которое находится под санкциями. Мы испытываем трудности с замещением европейского сырья, потому что найти сырье аналогичное по качеству в азиатских странах либо в дружеских странах достаточно сложно. Но тем не менее компания растет, мы видим ниши, куда мы можем зайти после ухода иностранных конкурентов. И в принципе, мы довольны сейчас ситуацией с заказами, с загрузкой производства. И даже сейчас практически ежемесячно рассматриваем вопросы по закупке нового оборудования и расширению производства».
А вот мнение эксперта рынка какао и шоколада, амбассадора и главного судьи всероссийской премии «Шоколад года» Андрея Хачатуряна:
Андрей Хачатурян эксперт рынка какао и шоколада, амбассадор и главный судья всероссийской премии «Шоколад года» «Я могу сказать, что за последний год работы меньше не стало. Все шоколадные производства — с кем я общаюсь, кого консультирую, кому какао поставляю — однозначно говорят, что работы много. Потому что частично появилась возможность заместить ниши тех иностранных компаний, которые ушли, частично из-за изменения биржевых цен появилась возможность вклиниться в какие-то ниши, которые раньше были плотно заняты крупными компаниями. Все как-то однозначно утверждают, что работа есть. Здесь же все еще зависит локально от бизнеса, то есть нельзя в среднем по больнице говорить. Те производства, про которые я сейчас говорю, в плане, что у них работа есть, у них перспективы роста. Потому что где-то, например, освободилась ниша компаний, поставляющих шоколадные массы. Это большие объемы, и для производства, которое было сравнительно небольшим, это хорошая перспектива им еще на год роста. Где-то появились новые возможности для роста цен — предложить продукт, который может быть дешевле, — и тоже сулят большой рост в ближайшее время. Но нельзя говорить об этом в целом по индустрии, потому что я уверен, что многие из крупных, очень крупных производителей столкнулись с проблемами с реализацией, просто когда цены подняли, люди стали меньше брать шоколад. Ну, это однозначно так, потому что крупные поставщики шоколадных масс и их потребители последние, наверное, полгода, вот как биржа высокая была, все находятся в паузе. Покупатели ждут, пока, может быть, цена снизится, а продавцы не снижают цену, потому что вдруг она еще вырастет».
Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов отмечает, что ситуация разнится в зависимости от направления деятельности:
Тимур Иртуганов генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России «Мы все знаем, что PMI выше 50 — это свидетельство роста экономики. Но здесь все не так однозначно. Если мы говорим про лесопромышленный комплекс, во-первых, это очень диверсифицированная отрасль. Если в одних подотраслях может быть рост или уверенное высокое плато, то в других — существенное снижение. И да, действительно, это так. Если мы говорим о мебельном производстве, и это сейчас номер один по финансовым выражениям в объемах производства вообще в лесопромышленном комплексе, то да, наверное, можно говорить о том, что рост есть. Не все мебельщики со мной согласятся. Замедление продаж по динамике существует. В апреле есть некое замедление. Определенные опасения это вызывает, особенно учитывая, что мебельная промышленность уже второй год вытягивает смежные отрасли, в первую очередь производство древесных плит. Но тем не менее, да, мы согласны. Рост экономики в этом секторе, безусловно, наблюдаем. Если мы возвращаемся, допустим, к такому технологичному производству, как производство фанеры, то здесь, да, определенные опасения, наверное, не разделяю. Мы говорим об индексе PMI все-таки общем, а не по отдельным секторам. Производство фанеры — пострадавшая в данный момент отрасль, и рентабельность там сейчас крайне невысока. Тем не менее динамика положительная, допустим, если сравнивать с 2022 годом, она есть. Но бизнес старается, бизнес всегда выживает. И сейчас, видимо, речь все-таки не о выживании в полном смысле этого слова, а о хорошей работе».
Несмотря на рост индекса PMI в мае, индикатор деловой уверенности компаний в том же месяце упал до девятимесячного минимума. Но при этом у обрабатывающих отраслей, по данным опроса, сохраняется оптимизм относительно приобретения новых клиентов и улучшения условий спроса.