Войти в почту

Как проходит импортозамещение цифровых технологий в промышленности

Цифровое развитие отечественных промпредприятий из желательной опции в последние годы в условиях санкций превратились в очевидную необходимость. Сделать для этого предстоит еще много, но поддержка государства уже приносит плоды.

Как проходит импортозамещение цифровых технологий в промышленности
© Российская Газета

"Цифровизация промышленных предприятий как фактор повышения эффективности производства" - под таким названием в Ижевске прошел конгресс общероссийского проекта "Россия цифровая". В нем приняли участие крупнейшие заводы Удмуртии и IT-компании из регионов России.

- Импортозамещение информационных технологий - это необходимость, потому что без этого невозможно дальнейшее развитие страны, - говорит министр цифрового развития Удмуртии Михаил Фоминов. - Готовые отечественные решения на российском ИТ-рынке есть. Проблема в том, что вендорам сложно достучаться до крупных промышленных предприятий в силу их закрытости.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра "Новые решения" - организатора конгресса - Елена Макарова уверена, что "достучаться" удается благодаря таким мероприятиям.

Наибольший интерес, по ее словам, представляют решения в сфере информационной безопасности, программные роботы, берущие на себя рутинные процессы, VR-тренажеры для тренировок по технике безопасности, цифровые двойники, машинное зрение, софт для станков с ПУ.

Между тем, горизонт перехода на отечественное ПО уже не просто виден: он неумолимо приближается.

- На данный момент у нас есть задача: согласно Указу Президента РФ №250 до 1 января 2025 года перевести все госорганы на отечественное ПО. За госсектором подтягивается и крупная промышленность, - считает гендиректор Mask Group Андрей Перфильев.

Сделай сам

Некоторые компании разрабатывают ПО для себя сами. Нередко происходит это вынужденно.

Одно из предприятий, которое представляет свои решения в сфере управления процессами в металлургии, - Магнитогорский металлургический комбинат.

- Когда они попали под санкции, уже через 20 минут у них отключили все программное обеспечение, - рассказывает Елена Макарова. - Они вынуждены были в экстремально режиме делать свои программы. Они искали по стране что-то похожее, но в итоге пришли к тому, что разработали программы сами, а теперь делятся опытом.

Производитель материалов "Технониколь" разрабатывают собственные решения достаточно давно, говорит IT-директор компании Владислав Уткин. Предприятие создает экосистемы как для внутреннего пользования, так и для внешних клиентов и партнеров:

- В прошлом году мы не смогли подписать контракт с "Майкрософтом" на приемлемых для нас условиях, после чего получили отказ на продолжение поставки лицензий. Мы готовились к развитию такого сценария, поэтому давно работали над созданием сервисов, необходимых для работы внутренних бизнес-процессов.

Он считает, что крупные компании могут сегодня закрыть практически все потребности внутри страны. "Единственная проблема будет связана с адаптацией в связи с переходом на новое ПО: в некоторых случаях придется чем-то пожертвовать, где-то вместо одного решения потребуется несколько", - полагает эксперт.

Кадры решают

Эксперты сходятся во мнении, что одной из основных проблем цифровизации являются кадры.

- Спрос на кадры превышает предложение, а стремительно развивающийся рынок требует все более квалифицированных и узконаправленных специалистов, - говорит гендиректор компании-разработчика "Базис" Давид Мартиросов.

Кадровый голод не обошел стороной и сотрудников IT-служб промпредприятий. "Во многом он обусловлен обострившейся конкуренцией. Например, закрытие вакансии дата-архитектора может занимать до 1 года", - говорит директор департамента по работе с промышленным сектором Группы Arenadata Максим Власюк.

Предприятия, которым требуются IT-специалисты внутри, не могут конкурировать по уровню зарплат с IT-компаниями, предлагающими доход в разы больше.

Председатель Совета руководителей служб IT Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии "Развитие" (в нее входят полтора десятка крупнейших промпредприятий региона) Алексей Седов отмечает, что помочь в решении вопроса может стандартизация отрасли. "Айтишник - это не только специалист, который пишет код. В этой отрасли есть множество других профессий, и разница в оплате их труда часто бывает очень большой. Стандарты в отрасли помогут в том числе и промышленным предприятиям, которым сегодня сложно конкурировать за кадры с частными компаниями IT-индустрии".

Заоблачная "цифра"

Эксперты по-разному оценивают уровень развития отечественной цифровой инфраструктуры.

Несмотря на то, что в течение последних пяти лет она развивалась опережающими темпами, показывая до 20% прироста в год, ее мощности пока не способны удовлетворить потребности экономики и бизнеса, считает коммерческий директор ART ENGINEERING Артем Стенюшкин.

Причин для этого несколько, говорит технический директор DIS group Олег Гиацинтов: "Во-первых, российское ПО слабо развивалось, пока на рынке были сильные западные игроки. Это не давало возможности существенно инвестировать в создание конкурирующих платформенных решений. Настоящая разработка началась не так давно. Во-вторых, срочная необходимость импортозамещения привела к появлению нестабильных решений, требующих большой доработки. В-третьих, кадры не успевают быстро переориентироваться на разработку решений, так как раньше был спрос на продуктовых экспертов".

Цифровая трансформация промпредприятий идет медленнее, чем финансового сектора или ритейла, констатирует проджект-менеджер отдела маркетинга B2B-маркетплейса BirdsBuild Елизавета Вегнер.

- Мы связываем это с одной стороны с относительно консервативными взглядами участников рынка, с другой стороны с более высоким уровнем сложности отраслевых процессов. И если технологический барьер сегодня уже вполне реально преодолеть, если позволяют ресурсы, то переубедить консерваторов автоматизировать, усовершенствовать процессы - не всегда легко.

Однако при этом эксперты видят в ситуации и позитив, и в первую очередь - благодаря помощи от государства.

- На государственном уровне сложилось четкое понимание необходимости внедрения последних технологий в промышленность, - говорит основатель и СЕО проекта BotB2B Виктор Попов. - В мае 2023 года была утверждена Концепция технологического развития России на период до 2030 года, а в феврале 2024 года обновлена Стратегия научно-технологического развития. Для реализации поставленных целей планируется выделить порядка 30 млрд рублей.

Он отмечает, что многие компании воспользовались уходом западных организаций с рынка и начали разрабатывать собственные решения, часто с господдержкой.

- Импортозамещение идет активными темпами, согласно последней статистике около половины предприятий уже частично или полностью перешли на отечественное ПО, - уверен и Андрей Перфильев. - Однако темпы все нарастают. Причем государство нам, IT-компаниям, помогает невероятно.

Качество отечественных решений выросло, в том числе благодаря взаимодействию разработчиков с заказчиками, считает Давид Мартиросов. Российские решения виртуализации при соответствии функционала на 70-80% практически на 100% закрывают требования предприятий, не уступая иностранным аналогам. А в сфере кибербезопасности отечественные разработки даже опережают зарубежные.

По данным Олега Гиацинтова, много примеров внедрений отечественного ПО есть в нефтяной сфере и металлургии.

Артем Стенюшкин отмечает, что рынок ИТ значительно зависит от импорта. Китайские продукты пока не могут полноценно зайти в Россию: сказывается разница в требованиях к сертификации и программному обеспечению, да даже в климате. Кроме этого, ПО должно быть русифицировано, адаптирован интерфейс. "На данный момент таких готовых решений практически нет, часто их разрабатывают прямо в процессе реализации проекта, что превращает переход на китайское оборудование в перманентный эксперимент".

Кроме того, российские решения часто оказываются несовместимы друг с другом, - говорит Алексей Седов. Он и его коллеги предлагают принять на государственном уровне решение о создании единой национальной операционной системы на базе Linux. "Сейчас таких операционных систем более 30. Для того, чтобы разработчики отечественного ПО могли обеспечить полнофункциональную совместимость разрабатываемого ПО с отечественной операционной системой, она должна быть одна", - подчеркивает он.

Работы впереди много, но есть свет в конце туннеля, считает Елена Макарова: "Мы знаем, что у нас есть современные Кулибины, самородки, которые могут сделать все возможное и невозможное для технологической независимости страны. Наша задача - найти их и сделать их разработки достоянием всей страны".