"Билайн" вышел из сумрака
Об этом сообщило ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в первом годовом отчете после выхода из международного холдинга VEON: "2023 г. стал для нас переломным. Мы завершили трехлетнюю антикризисную программу, направленную на улучшение качества обслуживания и возвращение доверия клиентов. Общая выручка компании впервые превысила 300 млрд руб. за год".
Генеральный директор "Билайна" Александр Торбахов сообщил, что компания вышла из кризиса и находится в лучшей форме за последние 15 лет: "Мы много инвестировали в сеть, вернули ключевую техническую экспертизу обратно в компанию и самостоятельно управляем ИТ-стеком".
За 2023 г. "Билайн" достиг следующих показателей: - Общая выручка составила 303,5 млрд руб., что на 17,1 млрд руб. больше по сравнению с предыдущим годом. - Сервисная выручка продолжила расти, достигнув 275,4 млрд руб., что на 12,8 млрд руб. больше, чем в 2022 г. - EBITDA достигла 129,1 млрд руб., а показатель маржинальности EBITDA составил 42,5%. - Чистая прибыль В 2023 г. составила 3,4 млрд руб. - Капитальные инвестиции достигли показателя в 63 млрд руб., что на 4,6% превысило уровень 2022 г.
Аналитик инвестиционной компании "ВЕЛЕС Капитал" Артем Михайлин отметил, что рост сервисной выручки "Билайна" составил чуть менее 5% год к году, что не выглядит высоким значением с учетом инфляции прошлого года и повышения тарифов операторами. "Компания сообщила об оптимизации розничной сети и сокращении количества салонов на 22%. Такие действия соответствуют текущим рыночным тенденциям. Схожие процессы мы видели и у других игроков отрасли. Можно отметить увеличение рентабельности EBITDA, чего непросто достичь в условиях повсеместного роста издержек, в частности расходов на персонал. Компания продолжила активно инвестировать в сеть и поддерживала интенсивность CAPEX на высоком уровне. В целом доля CAPEX в процентах от выручки у "Билайн" была выше значений конкурентов. Долговая нагрузка по итогам года составила 2,6х ND/EBITDA, что немало, особенно с учетом текущего высокого уровня ставок, но не критично для бизнеса. Несмотря на такую долговую нагрузку, компании удалось значительно увеличить чистую прибыль в годовом исчислении", - подчеркнул аналитик.
Представитель пресс-службы "Билайна" сообщил корреспонденту ComNews, что клиентоцентричность - это один из ключевых принципов обновленной стратегии "Билайна": "Мы исходим из того, что телеком должен уходить от дикого рынка, перестать навязывать услуги и начать строить долгосрочные отношения с клиентами".
Аналитик брокерской компании Freedom Finance Global Владимир Чернов оценил финансовые результаты "Билайна" как умеренно позитивные: "При росте основных финансовых показателей у компании увеличилась долговая нагрузка на 0,3 п.п. Несмотря на комфортный график платежей по займам, их средняя ставка на конец прошлого года составила 9,99%, что хоть и ниже текущей ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но выше, чем средние значения за последние 10 лет. При этом соотношение чистый долг/EBITDA увеличилось до 2,6x, что уже не очень комфортно, так как многие компании перестают платить дивиденды, когда оно вырастает выше 2,5x".
Генеральный директор "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов отметил хорошую динамику мобильной выручки, которую "Билайн" показал со II квартала 2023 г.: "Оператор перестал официально публиковать абонентскую базу, в связи с чем ее стабилизация позволит обеспечить дополнительный рост выручки в среднесрочной и долгосрочной перспективе".
Ведущий аналитик ООО "Мобайл Ресерч Груп" Эльдар Муртазин упомянул, что Александр Торбахов разработал продуктивную программу с топ-менеджментом компании, что привело к чистке многих практик, в том числе и к отказу от нагнетания базы SIM-карт. "Это дает положительный эффект для "Билайна". В целом, достигнув промежуточных результатов, нужно наращивать как продажи, так и знакомство потребителя с теми или иными характеристиками продуктов. Нужно над этим работать, тем более что рынок крайне конкурентный", - отметил аналитик.
Дальнейший курс "Билайна"
Владимир Чернов считает, что для повышения финансовых показателей в 2024 г. "Билайн" мог бы значительно расширить экосистему, следуя за основными конкурентами по отрасли: "Однако в компании заявили, что не хотят "заниматься всем подряд" и поэтому заходят только на комплементарные рынки. На наш взгляд, для улучшения финансовых показателей им стоит сосредоточить усилия на развитии функций кибербезопасности, облачных сервисов, а также сервисов на основе больших данных и искусственного интеллекта. В этом направлении идет мировая гонка высокотехнологичных компаний, для дальнейшего развития рынка телекоммуникаций они тоже очень важны".
Представитель пресс-службы "Билайна" рассказал корреспонденту ComNews, что компания в плане дальнейшего развития будет делать акцент на безопасность: "Единого решения проблемы мошеннических и спам-звонков пока не существует, поэтому мы считаем важным приложить максимум усилий, чтобы, во-первых, создавать и совершенствовать продукты для безопасности клиентов - "Этикетка", антифрод-платформа, облачная верификация вызовов и виртуальный помощник. А во-вторых, выстраивать долгосрочные партнерства со всеми участниками рынка, будь то государство, финансовые институты или коллеги из телекома, чтобы вместе бороться с проблемой телефонного мошенничества. Только сообща мы сможем победить ее".