Мост через Амур на границе с Китаем сменит владельца

Мост Нижнеленинское Тунцзян. фото пресс-службы полпреда президента в ДФО

Железнодорожный мост Нижнеленинское—Тунцзян, соединяющий Россию и Китай, вскоре может поменять собственника и оператора. На данный момент инфраструктура моста уже перешла к компании ИФР-1, доли в которой принадлежат ЗПИФ «Ипомея» и структурам Газпромбанка.

Новая структура управления

Как сообщает «Коммерсант», компания ИФР-1 может стать новым оператором моста. Юристы считают, что ЗПИФ используется не столько для сокрытия бенефициаров, сколько для возможности привлечения новых партнеров в проект. По информации издания, управляющая мостом компания ООО «Рубикон» продала недвижимое имущество, включая мостовой переход, компании ИФР-1. Подписание акта приема-передачи запланировано на 1 июля, а договор был заключен в декабре 2023 года. Стоимость имущества составила 27 миллиардов рублей.

Ликвидация ООО «Рубикон»

Так как мост является единственным активом, приносящим выручку, возможно, что участники ООО «Рубикон» примут решение о его ликвидации, сообщается в отчетности компании. По данным Kartoteka.Ru, 51% ООО ИФР-1 принадлежит ЗПИФ «Ипомея», которым управляет «ААА Управление капиталом» (ранее известное как «Газпромбанк — управление активами»). Оставшиеся 49% делятся поровну между ООО «Инфраструктура ГЧП», подконтрольным Газпромбанку, и ООО «Карекс» Елены Полянской. Представители Газпромбанка отказались от комментариев.

История владения мостом

ООО «Рубикон» изначально принадлежало Фонду развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). В настоящее время компания находится под контролем РФ и Китая. Кипрские компании Exarzo Holdings Ltd. и Laxont Holdings Ltd., владеющие по 28,125% в ООО, временно приостановлены в правах до конца 2024 года. Эти компании ранее ассоциировались с Российско-китайским инвестиционным фондом и ФРДВ. Еще 25% «Рубикона» принадлежит АО «РЖД-Инфраструктурные проекты». Представители ОАО РЖД сообщили, что их доля остается неизменной. В декабре 2023 года ИФР-1 приобрела у ВЭБ.ДВ 18,75% за 849 миллионов рублей.

Технические характеристики моста

Мост Нижнеленинское—Тунцзян, с плановой пропускной способностью 5,5 млн тонн в год, с возможностью увеличения до 9,6 млн тонн, расположен в Еврейской автономной области. Эксплуатация моста началась в ноябре 2022 года, и он в основном используется для экспорта угля и железной руды, а также для небольших контейнерных перевозок.

Рост перевозок и будущее развитие

За период с января по май 2024 года объем перевозок через мост вырос в 2,3 раза и составил 2,2 млн тонн, из которых 1,4 млн тонн составлял уголь и 674 тыс. тонн — руда. По данным «Коммерсанта», китайская сторона рассматривает возможность организации пассажирского сообщения через мост. В 2023 году компания «Рубикон» заработала 1,57 млрд рублей за использование железнодорожной инфраструктуры моста.

Комментарии экспертов

Источники «Коммерсанта» подтверждают, что ИФР-1, скорее всего, станет оператором моста, хотя один из собеседников указывает, что происходит лишь реструктуризация владения. Управляющий партнер Veta Илья Жарский считает, что выбор ЗПИФа в данном случае не связан с санкциями. По его словам, анонимность бенефициаров не абсолютна и не скрывает факт сделки, а использование ЗПИФа связано с особенностями финансирования и привлечением инвестиций. ЗПИФы обычно создаются для упрощения процесса привлечения инвесторов, позволяя менять число участников и объем вложенных средств без необходимости увеличения уставного капитала и созыва общих собраний.