Войти в почту

«Авторы» своей жизни: от финансов до девелопмента

Со-основатель образовательной программы девелоперы.рф Наташа Тимохина встретилась с преподавателями проекта, предпринимателями со-владельцами девелоперской компании Авторы (особенные дома в Казани), Владимиром Михайловым и Айдаром Мифтаховым, которые ответили о том, как в 32-33 года стали владельцами компании и что нужно для успеха.

«Авторы» своей жизни: от финансов до девелопмента
© Мир квартир

– У собственников бизнеса разные пути в предпринимательстве. Расскажите, как вы стали владельцами бизнеса?

Владимир: Во-первых, предпосылки: я работал с юных лет. И мы с Айдаром всегда имели уровень ответственности, приближенный к уровню ответственности владельцев. Мы всегда считали деньги собственников, эффективность вложений, где бы мы не работали. Старались дать максимум пользы от себя, дать больше, «с горкой». Во-вторых, мы накопили огромный опыт. Почти 10 лет, прошли всё: от финансов до девелопмента. Шлифовали опыт поездками, тренировали насмотренность и заводили связи. Человеческие качества – тоже развивали. Многие пишут книжки и говорят, как хотят открыть дело. У нас был запрос действовать по своим правилам со своей командой, распространять свою красоту, так сказать, свое семя. И иметь свои полномочия. В девелопменте это возможно только на первых ролях.

Айдар: Поддержку партнера, быка-осеменителя (смеются). Я долго был топ-менеджером и дальше в той же сфере сделал свой бизнес. Про «горку»: мы в банке работали в корпоративном сегменте, но нам не нравилось как работала розница. Мы проанализировали работу коллег и написали свои доводы про точки роста. Но это в компании восприняли так, будто мы на них настучали. А нам хотелось, чтобы бизнес со всех сторон был силен.Все же базовое любопытство к жизни рождает развитие. И амбиции.

– А для чего вам свой бизнес? Не секрет, что топ-менеджеры в бизнесе быстрее видят деньги, чем фаундеры. Если у первых есть регулярные бонусы, то вторые часто полученную прибыль проектов вкладывают в новую землю и новые проекты, иногда годами не видят дивиденды. Какая ваша стратегия основателей?

Владимир: Деньги не первопричина для нас, деньги действительно долгие. Мы моделировали капитализацию через 5 лет – она возможна только в позиции собственников.

Айдар: Классическая боль любого предпринимателя – мы не знаем, как будущее сложится в ближайшие годы. Мы миллионеры в Excel-табличке. Но в какой-то момент ты сравниваешь трек топ-менеджера, и трек-владельца. Для нас свобода и желание принимать правильные решения, перевешивают.

– Казань – лакомая территория для многих девелоперов. Многие хотят начать здесь девелопмент, но не все могут. Почему? В чем, на ваш взгляд, главные сложности работы в Казани?

Владимир: Нет какой-то магии. Казань относится к тем городам, где не получится нанять на удаленке руководителя проекта и раз в месяц спрашивать, как у него дела. Мы сами с Казани, сориентировались в рынке и имеем опыт. И учли сложности: здесь нужно 100 участков посмотреть, чтобы 1 оформить. Ну, и правильная стратегия – мы нишевой девелопер.

Айдар: В Казани очень высокий уровень требований к архитектурному облику застройки. У команды власти высокие планки и нет авторитетов в бизнесе. Говорю об этом со знаком плюс – здесь как нигде высокий уровень требований, сопоставимый с уровнем Москвы. И нет у города стремления к привлечению других застройщиков. Зачем, если все об одном?

– Если я спрошу: в чем сила Авторов? Что вы ответите? Какое ваше главное преимущество?

Владимир: У меня несколько вариантов ответа: это или технологии поиска земли. Или то, что мы финансисты. Или то, что у нас есть знакомства. Олег Торбосов (владелец агентства недвижимости Whitewill) говорил, что успех – это стечение обстоятельств. Главное, правильно выбрать нишу и все делать нормально.Сейчас у нас одна из самых сильных команд в городе. У нас сильная личная экспертиза. Повышенные требования к себе. К нам тянутся партнеры. Этот коктейль из многих хороших вещей.

Айдар: Гибкость я бы добавил в качества. Мы сохраняем ее и не кристаллизуемся. Отношение к бизнесу такое, что мы, в целом, готовы к любым переменам. У нас нет идолопоклонничества целей, мы спокойно относимся, если что-то не получается. Я все равно внутренне понимаю, что цели для бизнеса, а не бизнес для цели.

– На сайте указано, что Авторы «создают особые жилые комплексы». В чем их особенность? По-существу, «на простом», не высокопарно.

Владимир: Я совсем не знаю. Я всегда говорил, как важно, чтобы всё было красиво, даже таблички. И когда это получается, я чувствую, что приношу добро в мир. У нас классная команда, мы пропускаем через себя все детали. Мы делаем объекты, на которые люди будут оборачиваться и говорить – вау, это коллекционная недвижимость! Для этого мы выбираем работать с лучшими архитекторами и проектировщиками, развиваем команду, которая может воплотить. Мы хотим, чтобы каждый проект был лучшим в своей локации.

Айдар: Пока мы можем это только декларировать, но мы стремимся создать дома, которые не стареют. В девелопменте есть дискредитация вторички, любой дом на слуху пока строится. И про 90% домов через 5 лет говорят: «Ну, этот дом конечно подустал». Но есть и те проекты, что не стареют с годами. Идеальный образ для нас: дом, который вызывает желание купить в нем лот на вторичке даже 10 лет спустя.

– Кто ваш клиент? Для кого вы создаете проекты?

Владимир: Я все проекты примеряю на себя. Мы делали исследования, создавали портреты клиента… но больше не делаем. Мы творчески подходим к созданию проекта. Художник не думает, понравится ли его картина мамам с колясками. Мы сосредоточены на продукте.

Айдар: Соглашусь, мы столько проектов разных прошли. И портрет идеального клиента какой-то обман.

– Как вы собирали команду на старте? Какие главные критерии отсева у вас есть? 

Владимир: Критерии довольно простые – исполнительность. Она нужна, чтобы я не испытывал раздражения от необходимости что-то повторить или опасения, что задача не будет сделана. Когда ставишь себе напоминалку переспросить, как идет задача – вот от этих мелочей рушится результат. Мы подвержены постоянным изменениям, потому периодически стреляем друг в друга поручениями. Потому способность поймать, выполнить – это главное, секрет успеха. Следующее, это отсутствие токсичности в любом виде. Она как дрожжи, уничтожает все. Третье – это необходимость быть самостоятельным. Для этого нужен ум и высокая профессиональная компетенция. Мы ищем только профи. У нас самих высокая экспертиза, потому мы можем оценить компетенции других. 

– Что для вас самая сложная часть работы с командой? Что дается сложнее всего?

Айдар: Платить зарплату? (смеются)

Владимир: У меня у самого много инициативы к изменениям и развитию, мало времени. И любое изменение, когда кто-то решил уволиться, кто-то перестал справляться с обязанностями, а кто-то не удовлетворен задачей, вызывает у меня тревогу. И ты в свой привычный ритм включаешь работу с проблемой. В мой и так загруженный и хаотичный график, включается еще и боль. Хочется, чтобы в команде был тыл, и там было все спокойно. Реально.

Айдар: Я не сильно задействован в операционке. Но exit-менеджмент касается нас обоих. Лечить ли или отпускать? Вот это сложный вопрос. Когда не понимаешь причины выхода, то сложно сделать выбор. Я с годами черствею, у меня все меньше желания разбираться. И мне это сложно. Володя сохраняет жёсткость и гибкость при этом. Но всё же, команда А-класса должна быть способна сама себя мотивировать. 

– А что любите сами делать? Что для вас любимая часть работы?

Владимир: Мне нравится продумывать детали, обсуждать красоту. Это дает мне энергию. Драйвит сам факт создания добавленной стоимости через участки. Наблюдение за тем, что у тебя все получилось как задумал – это создает ощущение поступательного развития. Нравятся успешные встречи с людьми, когда я могу восхититься, какой умный человек со мной работает. 

Айдар: Нравится наблюдать за командой, когда они бьются за результат. Я тогда вижу, что мы разделяем ценности. Мы недавно подписывали участок. И заключение сделки шло в последний момент, последний час последнего возможного рабочего дня. Я сидел в банке как директор, но меня даже не вовлекали в этот спор. Сама команда решала задачи и договаривалась. И я увидел, что они проблемы пропускают через себя. Когда мы были наемниками в банке, на заводе, в девелоперской компании, мы так же относились к делу.

– Вы сейчас много делитесь своей экспертизой. Вы стали преподавателями третьего модуля программы девелоперы.рф. Потому вопрос: для чего вы это делаете?

Владимир: Мы декларировали политику открытости, и одна из сильных сторон – налаживать контакт с разными людьми. Сейчас очередной период суперцикла, когда мы можем позволить себе немного тщеславия и делиться опытом. У нас нет целей стать крутыми спикерами или зарабатывать на этом.

Айдар: Почему нет? Мы делимся чем-то уникальным. Я считаю, что раскрывая секреты, мы не теряем. Я вообще обожаю выступать. Обратная связь дает очень мощную поддержку. Она очень сильная на то, что мы делаем, сильное подкрепление на девелоперы.рф. Для нас это совершенно точно желание заявить о себе.

–А консультируете ли вы других девелоперов и если да, то по каким вопросам?

Владимир: Консультирование не в моей природе. Нет этого в стратовых планах. Хотя, есть большой набор запросов.

Айдар: Помощь другим людям пока не вяжется с нашим графиком. Мы, правда, ничего не успеваем. Мы даже не съездили на сдачу первого проекта, ЖК «Дом у озера» – это же про эмоции, удовлетворение. Но так много других задач, что надо решить…

– Ваш совет начинающим девелоперам: три главных задачи, что они должны решить прежде всего?

Владимир: Единственное, на чем надо фокусироваться – личная экспертиза в доведении земельного участка до РНС. Если этого нет, то ничего не случится. 

Айдар: Сложно представить начинающего девелопера. Главное, думаю, понимать свои слабые места и понимать, как с ними работать, с кем запартнериться. Партнерства дают очень большой ресурс.