Как Boeing 737 MAX привел компанию к риску банкротства

В последние годы Boeing Company лихорадит. Две авиакатастрофы лайнеров Boeing 737 MAX, унесшие 346 жизней, судебные иски, убытки, превышающие 20 миллиардов долларов, отставка президента компании Дэвида Кэлхуна и, наконец, проблемы с многоразовым космическим кораблем Boeing CST-100 Starliner. Как же символ Америки дошел до жизни такой? Почему компания переживает самый серьезный кризис в своей истории и что ее ожидает дальше?

Легенда Америки

Америка всегда стремилась быть мировым лидером во многих областях, и авиастроение не исключение. США могли сотрясать кризисы, но американцы всегда знали, что их авиапром лучший в мире. В США было много авиастроительных фирм, создававших самолеты и вертолеты, многие из которых стали легендами. А лидером в этой отрасли была компания, основанная в 1916 году Уильямом Боингом.

Созданные Boeing самолеты внесли колоссальный вклад в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress находится в строю с 1955 года, стратегический разведчик Boeing RC-135 несет свою службу с 1965 года, а транспортный вертолет Boeing CH-47 Chinook выпускается до сих пор, хотя в строевые части американской армии начал поступать в далеком 1962 году. А кто мог представить, что появившийся в 1968 году лайнер Boeing 737 станет не только самым массовым реактивным лайнером в мировой истории, но и будет оставаться в производстве и в 2024 году?

Boeing 737 не только озолотил Boeing, но и привел к нынешнему кризису. Считается, что руководство Boeing на волне успеха 737-го просто расслабилось и стало думать только о прибыли, а не о самолетах. Создавать наследника 737-го? А зачем? Ведь сейчас эта модель пользуется огромным спросом.

Кто-то говорит, что из-за такой политики Boeing уже проиграла борьбу за покупателя европейскому авиаконцерну Airbus. Кто-то утверждает, что шансы на спасение еще есть.

Сэкономили и угробили людей

Именно нежелание отдавать на откуп Airbus сегмент узкофюзеляжных лайнеров, где позиции европейцев заметно усилились с началом выпуска в 2014 году лайнера Airbus А320neo, привело к тому, что Boeing решила модернизировать свой 737-й, разработав версию под названием MAX. Работы шли в спешном порядке, инженеры спешили, руководство нервничало. И это при том, что 737-й и 737 MAX должны были сильно отличаться друг от друга. Первый полет 737 MAX прошел в январе 2016 года, а уже в марте 2017-го началась его эксплуатация! Сроки для современной гражданской авиации беспрецедентно короткие.

Улучшения в первую очередь заключались в установке новых двигателей, из-за габаритов которых пришлось искать компромиссные решения (моторы были больше ранее устанавливаемых). С этой задачей инженеры Boeing справились, однако при определенных режимах полета самолет начинал самопроизвольно задирать нос. Эту «болезнь» вылечили установкой компьютерной программы MCAS, которая должна была выравнивать самолет. И все было бы ничего, но MCAS оказалась несовершенной.

И вместо того, чтобы доработать MCAS или обучать пилотов работать с ней (что недешево), в Boeing решили просто промолчать. Ибо Airbus наступал на пятки и переманивал клиентов. О неприятных особенностях Boeing 737 MAX пилотам не сказали. И трагедия — вернее, две — не заставила себя ждать.

В 2018 и 2019 годах разбились два Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии. И как раз из-за действий программы MCAS, которая отправила самолеты в пике, к чему пилоты были совершенно не готовы. После второй катастрофы многие авиакомпании приостановили полеты лайнеров данной модели. Boeing оказалась в центре грандиозного скандала, репутации компании был нанесен серьезный ущерб, особенно когда выяснилось, что она передавала недостоверные сведения Федеральному управлению гражданской авиации США.

Никто не верит в случайные смерти

Но на этом проблемы Boeing не закончились. Компании фактически пришлось проводить повторную сертификацию лайнера, решать множество проблем юридического характера, выплачивать неустойки авиакомпаниям. И только в конце 2020 года полеты Boeing 737 MAX возобновились.

При этом на компанию теперь смотрели подозрительно, расследование продолжалось, самолеты Boeing преследовали проблемы... А потом при весьма загадочных обстоятельствах скончались два бывших инженера Boeing, о причинах этих проблем рассказавшие. Совпадение? Не думаю!

Но что будет дальше? Банкротство Boeing? Несмотря на всю сложность ситуации, скорее всего, проблемы с властями США компания решит традиционным способом — сделкой со следствием и выплатой штрафа. Не стоит забывать, что Boeing является одним из любимых подрядчиков Пентагона и входит в тройку крупнейших продавцов оружия в мире.

Поэтому вряд ли американские власти заинтересованы в том, чтобы серьезно наказывать не просто символ Америки, но и один из столпов ВПК. К тому же в свое время основатель компании Уильям Боинг тоже был пойман на махинациях, однако ему удалось построить крупнейшую аэрокосмическую компанию мира.

Читайте также:

Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ

Месть за Севастополь? В США испугались российских ракет у хуситов

МиГ-701: советская легенда, так и не увидевшая небо

Русская ракета X-101: страшный сон НАТО и ВСУ