«Яндекс» — и точка: что означает окончательный раздел одной из главных IТ-компаний России для экономики. Комментарий Семена Новопрудского
Нидерландская компания Yandex N.V. 15 июля закрыла сделку по продаже бизнеса «Яндекса» и полностью вышла из состава акционеров группы. Сумма сделки составила 475 млрд рублей. Завершили ее по меркам масштабов бизнеса достаточно быстро и мирно.
Первый этап продажи российского бизнеса Yandex N.V. был реализован в мае. В рамках первого этапа Yandex N.V. продала около 68% акций МКПАО «Яндекс», а сейчас — оставшиеся 28%. Еще 3,7% новой головной компании принадлежит ООО «Яндекс.Технологии», дочерней компании МКПАО «Яндекс». Теперь новой головной компанией группы окончательно стала МКПАО «Яндекс», а ее основной владелец — ЗПИФ «Консорциум. Первый». В июне российский «Яндекс» обновил совет директоров.
По условиям сделки в течение двух недель, до 31 июля 2024 года, Yandex N.V. сменит название и прекратит использовать бренды «Яндекса». Ожидается, что нидерландская компания будет называться Nebius Group, а ее генеральным директором может стать, вернувшись к оперативному управлению бизнесом, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож. (Второго сооснователя компании Ильи Сегаловича, увы, нет с нами уже 11 лет.)
Российский, теперь уже можно говорить, единственный «Яндекс» обещает продолжать развивать «поисковые, городские, развлекательные и образовательные сервисы, облачные технологии и технологии искусственного интеллекта, автономный транспорт». Он остается публичной компанией — торги бумагами «Яндекса» в России возобновятся 24 июля.
Возможно, бывшие и нынешние сотрудники «Яндекса» какое-то время продолжат сравнивать российскую и нидерландскую компании, как иногда расставшиеся партнеры по жизни следят за своими «бывшими». Но практического смысла такое сравнение не имеет. Потому что перед российским «Яндексом» теперь стоят принципиально иные задачи, чем даже пять-семь лет назад. И совсем иные, чем перед нидерландской компанией, перестающей быть «Яндексом».
Формально статус «Яндекса» как флагмана российской IТ-индустрии и одной из самых узнаваемых компаний в стране вроде бы не меняется. Но если раньше «Яндекс» мог мыслить себя как модную инновационную компанию или экосистему с транснациональными амбициями, теперь это один из ключевых участников процесса формирования российского цифрового и технологического суверенитета. По сути, «экономикообразующее» предприятие.
На ближайшие годы для «Яндекса» важнее не интернациональный размах бизнеса, хотя в полном названии компании сохраняется слово «международная», а способность максимально нивелировать отставание России от передовых цифровых технологий. Цифровая экономика в большинстве стран мира уже стала или будет становиться одной из важнейших отраслей. Но если изначально она создавалась на открытости транснациональных технологий, теперь политическая конъюнктура приводит к тому, что цифровая экономика в России может вынужденно оказаться изолированной и строиться самостоятельно.
Разумеется, если у российского «Яндекса» получится выстроить международный бизнес, это будет очень хорошо и полезно как для самой компании, так и для России. Чем больше международных брендов сможет создавать Россия, тем более значительным окажется ее влияние в мире. Но все-таки есть основания полагать, что домашняя работа над цифровым и — шире — технологическим суверенитетом в обозримом будущем может оказаться для «Яндекса» куда важнее, чем экспансия на рынки других стран.
Более того, дальнейшая судьба «Яндекса» станет важным индикатором способности российского государства создавать благоприятные условия для развития инновационных бизнесов в условиях жестких внешних ограничений. Нам еще только предстоит находить баланс между попытками государства регулировать процесс решения задач государственной важности и свободой бизнеса, креативностью, без которых невозможно ни появление, ни эффективное масштабирование современных технологий.
«Яндекс» должен оставаться окном России в современный цивилизованный технологический мир. Для страны с размерами территории и амбициями России особенно важно не отстать в технологиях, которые определяют повседневную жизнь и будущее человечества.
Пока главный фактор экономического влияния России в мире — сырьевой, продажа энергоносителей, продовольствия и удобрений. При этом ее роль в науке и технологиях в последние годы как минимум не растет. А замещать это отставание за счет доступа к иностранным технологиям теперь по понятным причинам становится все более сложно. Значит, придется совершать технологические прорывы самостоятельно.
Кроме роли в развитии цифровой экономики, «Яндекс» остается одной из немногих компаний, реально участвующих в повседневной жизни практически каждого россиянина. С качеством технологий и сервиса компании напрямую связано качество нашей жизни. Вот почему начало новой истории российского «Яндекса» с новым составом акционеров выходит далеко за рамки события из мира бизнеса. Начинается новая жизнь одного из главных национальных брендов и одной из главных компаний страны. И от того, какой она будет, во многом зависит жизнь большинства россиян.