Войти в почту

Эксперт прокомментировал использование российскими компаниями НИОКР

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Многие российские компании стали рассматривать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в качестве инструмента, позволяющего конкурировать на рынке, однако расходы бизнеса на эти виды работ в России по-прежнему недостаточны, сказал ТАСС директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) "Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества" МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Павлов.

Он напомнил, что объемы затрат российских компаний на НИОКРы составляет около 2%.

"Многие компании в России стали понимать, что проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - это единственная возможность обойти конкурентов. Наибольшая доля затрат на НИОКРы сейчас приходится на такие сферы, как ОПК, машиностроение, автомобилестроение, нефтегазовая отрасль. Отстают фармацевтика, химия и нефтехимия, добыча металлов, электроэнергетика и сельское хозяйство", - пояснил Павлов.

Среди возможных причин низкого интереса компаний РФ к научным исследованиям он назвал нежелание предпринимателей строить долгосрочные планы в ситуации экономической неопределенности, а также стремление быстро получить прибыль.

"Очевидно, что без достаточных расходов на НИОКР думать о пресловутом технологическом лидерстве не приходится, но ситуация постепенно меняется. Инвесторы и государство должны быть готовы к тому, что срок окупаемости НИОКРов составляет не менее десяти лет. Однако со временем их результаты лягут в основу прорывных технологий производства, что позволит российским предприятиям быть конкурентоспособными не только на российском рынке, но и на мировом. Это, в свою очередь, выльется в рост ВПП и повышение благосостояния населения", - добавил эксперт.