Войти в почту

Группа ГМС реализует при поддержке Минпромторга важный проект импортозамещения

Уникальный сборочно-испытательный комплекс строит в Зеленодольске (Республика Татарстан) компания «Группа ГМС» при поддержке государства. Стоимость проекта — 11,9 млрд руб., из которых 6,7 млрд руб. субсидирует Минпромторг России. Директор по корпоративным финансам Группы ГМС Александр Рыбин отмечает, что компания инвестирует в производство оборудования, критически важного для основных технологических процессов большинства стратегических отраслей промышленности.

Группа ГМС реализует при поддержке Минпромторга важный проект импортозамещения
© Парламентская газета

Напомним, что проблеме импортозамещения был посвящен круглый стол «О мерах по обеспечению технологического суверенитета РФ при реализации инфраструктурных проектов», прошедший недавно на площадке Совета Федерации. В целом его участники сошлись на том, что, хотя тотальной зависимости и не наблюдается, уровень спроса на импортную технику — причем не только из дружественных, но и из недружественных стран — все равно остается высоким. Так, по словам заместителя руководителя Росавтодора Олега Ступникова, в I квартале 2024 года на импортную технику во всех подразделениях агентства приходилось порядка 48 процентов. 65 процентов строительной техники в России в 2023 году «приехало» из Китая. И эта тенденция только усиливается, говорят представители профильных ассоциаций: к 2025 году объемы закупок дорожно-строительной техники из Поднебесной могут превысить три миллиарда в долларовом эквиваленте. Несмотря на развернутые по всей стране программы импортозамещения, возможности отечественного машиностроения в этом сегменте рынка пока что сильно отстают от потребностей строительной отрасли.

Примерно такая же ситуация в российском ТЭКе. Еще не так давно на рынке доминировали производители из западных стран. Закупать комплектующие и технологии для нужд российского ТЭКа частные компании стали в начале девяностых годов прошлого века. Ситуация с отечественными технологиями в нефтегазовой отрасли была сложная. По данным Минпромторга России, в 2014 году доля импорта в поставках критически важного нефтегазового оборудования составляла 80%, а по отдельным позициям российских аналогов в принципе не существовало. В частности, у бизнеса была высокая зависимость от зарубежного насосно-компрессорного, сейсморазведочного оборудования, технологий и техники для морского бурения, систем автоматизации и программного обеспечения.

Ситуация начала меняться лишь в последние годы. В 2023 году для российского топливно-энергетического комплекса установлен запрет на поставки оборудования из 48 иностранных государств, введены финансовые ограничения для государственных и частных компаний ТЭКа. Эта информация содержится в «Путеводителе по санкциям и ограничениям против Российской Федерации».

Однако полностью российский рынок отечественному производителю не принадлежит. Теперь между собой конкурируют российские компании и китайские. По мнению председателя Русско-Азиатского Делового Совета Максима Кузнецова, «развитие внешней торговли с дружественными странами является одним из приоритетов политики РФ, однако нужно понимать, что когда мы импортируем готовую машинно-техническую продукцию из Китая или другой страны, то фактически субсидируем создание рабочих мест за пределами России».

Развитие программы импортозамещения, отмечает эксперт, — это не только создание новых рабочих мест в нашей стране, но и вклад в обеспечение технологического суверенитета, что должно являться приоритетом национальной промышленной политики. «В качестве позитивного примера можно выделить одного из флагманов отечественной политики импортозамещения в сфере машиностроения — Группу ГМС, которая успешно реализует масштабные проекты по производству насосного и компрессорного оборудования для топливно-энергетического комплекса», — уверен Максим Кузнецов.

Российским компаниям действительно есть что продемонстрировать. Как отмечал в сентябре 2022 года заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров, доля российского оборудования в нефтегазовом секторе составила уже около 60%. На увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе из бюджета потребовалось около 30 млрд рублей. Кроме того, еще 30 млрд руб., по словам Мантурова, были привлечены из внебюджетных источников. К 2025 году увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе должно достичь 80%, прогнозируют в Минпромторге.

В подтверждение этих слов — новость о том, что один из ведущих производителей насосного, компрессорного и нефтегазового оборудования в России Группа ГМС впервые раскрыла сводные данные о своих инвестиционных планах по проектам замещения импортного оборудования. Как стало известно, общий объем вложений в модернизацию и создание новых производственных мощностей превысит 35 млрд руб. Из этой суммы 12 млрд руб. уже были инвестированы с 2014 по 2022 год, а в период с 2023 по 2026 год планируется направить на эти цели еще более 23 млрд руб. В рамках первого этапа инвестиционной программы на предприятии Группы ГМС в Орловской области были созданы новые мощности для производства и испытания крупных насосов, необходимых для энергетики, транспорта нефти и нефтепереработки, а в ХМАО начато производство насосов для технологических процессов нефтедобычи. Одновременно модернизировано сталелитейное производство и организован выпуск высокоэффективных компрессорных установок и турбодетандеров для нефте- и газопереработки, средне- и крупнотоннажного производства СПГ.

«Эффект от этих инвестиций должен положительно отразиться на развитии нефтегазового комплекса, энергетики, металлургии, судостроения и других секторов экономики», — подчеркнул директор по корпоративным финансам Группы ГМС Александр Рыбин.

Стратегия импортозамещения уже приносит плоды: так, в 2023 году выручка компании выросла на 42%, EBITDA — на 79%, а чистая прибыль составила 5,1 млрд руб. При этом показатели первого квартала 2024 года в 1,5-2 раза превышают аналогичный период прошлого года.

Важность импортозамещения в высокотехнологичном машиностроении также отмечает глава Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭКа РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Вячеслав Мищенко: «Это одна из ключевых задач для российского ТЭКа и всей промышленности. Зависимость от зарубежных технологий достигла предела к началу 2020-х годов, угрожая технологическому суверенитету страны. Сейчас ситуация меняется во многом благодаря таким предприятиям, как Группа ГМС, которая сохранила и успешно развивает целую подотрасль отечественного машиностроения».