МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. В России стартовал первый этап ввода системы обязательной маркировки для семи новых категорий товаров: консервов, растительных масел, безалкогольного пива, кормов для животных, ветпрепаратов, велосипедов и технических средств реабилитации (ТСР). Участники рынка теперь обязаны начать регистрацию в системе "Честный знак", соответствующие постановления правительства были опубликованы на официальном портале правовой информации.
Наносить коды маркировки на велосипеды и велосипедные рамы компании будут обязаны с 1 сентября, с 1 октября требование распространится на растительные масла в стеклянной или пластиковой упаковке, безалкогольное пиво, сухие корма для животных, ветпрепараты и ТСР, а с 1 декабря - на консервы с рыбой и морепродуктами.
"Важно, что маркировка будет вводиться поэтапно - это снизит нагрузку на бизнес. При этом многие компании завершили подготовку к новым требованиям досрочно. Что касается оборудования для своевременного оснащения всех участников рынка, в наличии его достаточно", - рассказал председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки "Честный знак") Михаил Дубин.
Как отметили в ЦРПТ, российские участники рынков хотят работать в равных конкурентных условиях - без демпинга цен, без подрыва своей репутации, и активно включаются в систему маркировки. "С этими проблемами, которые провоцируют нелегальный оборот, система маркировка успешно справляется - это видно по опыту внедрения в 17 других товарных группах. Поэтому расширение системы маркировки на новые категории станет важным шагом, направленным на снижение нелегального оборота, защиту интересов потребителей, честных участников оборота и государства", - добавили в пресс-службе организации.
Маркировка фермерской продукции
Также в России теперь обязательна маркировка для продукции фермерских хозяйств и кооперативов. Все фермеры должны быть зарегистрированы в системе "Честный знак" и передавать сведения о вводе и выводе товаров из оборота в систему маркировки.
Эксперты сходятся в том, что маркировка поможет фермерам избавиться от недобросовестных конкурентов, а покупателям - не ошибиться в выборе, отметили в ЦРПТ.
"Для фермеров маркировка может стать дополнительным способом подтвердить безопасность своей продукции и привлечь внимание покупателей. Кроме того, это возможность выйти на новые рынки сбыта, в частности в крупные торговые сети. Многие из них уже работают с маркированными молочными товарами, поэтому введение маркировки для фермерской молочной продукции создаст равные конкурентные условия для всех участников", - рассказала сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших российских ретейлеров) Анна Орлова.
При этом маркировка не окажет влияния на стоимость фермерских продуктов, объяснили в ЦРПТ. Это следует из опыта внедрения системы в других категориях товаров, результатов профильных исследований и заявлений самих компаний.
"Опыт внедрения маркировки в 17 товарных группах показал, что вклад внедрения данного процесса в стоимость продукции составляет не более 1% за шесть лет, что намного ниже уровня инфляции в стране. Для нашего государства, на наш взгляд, эффективность маркировки уже не вызывает больших вопросов. Только в молочной отрасли она позволила в 12 раз сократить фальсификат, в 10 раз - продажи просрочки, об этом отчитывались сразу несколько ведомств", - сообщил ТАСС управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк.
О маркировке
В России маркируются 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов. Сегодня маркировка охватывает более 19,5% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению "Честного знака" доля нелегальных товаров в табачной отрасли сократилась на четверть, а на рынке воды - на треть: маркировка выявила более 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Количество просроченных лекарств сократилось в 3 раза, а фальсификат молока уменьшился с 30% до 0,2%. Фискальный эффект для бюджета страны оценивается в 791 млрд рублей.