Замглавы Минпромторга: маркировка дает возможность стабилизировать цены и понимание рынка
С осени в России стартовала обязательная маркировка для новых категорий товаров. Изменения затронули тысячи предприятий по всей стране — от крупных производителей консервов до небольших фермерских хозяйств. О том, что стоит за этими нововведениями, как они повлияют на рынок, бизнес и обычных потребителей, а также каких эффектов ожидает государство от введения обязательной маркировки на эти категории товаров, в интервью ТАСС рассказала замминистра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.
— Екатерина Геннадьевна, с 1 сентября вступили в силу новые требования по маркировке товаров. Расскажите подробнее, какая ситуация сейчас.
— Действительно, с 1 сентября в систему маркировки попали семь новых категорий товаров. Теперь она охватывает консервы, растительные масла, безалкогольное пиво, корма для животных, ветпрепараты, велосипеды и технические средства реабилитации. Кроме того, маркировка "Честный знак" стала обязательной для всей фермерской молочной продукции.
Помимо новых категорий товаров так называемый разрешительный режим, то есть когда касса автоматически блокирует просроченные и нелегальные товары, заработал в отношении молочной продукции и воды во всех магазинах России. Ранее такой механизм был внедрен только в крупной рознице. При этом более 90 тыс. несетевых магазинов внедрили режим досрочно и уже заблокировали около 30 млн л воды и 53 млн л молочной продукции с нарушениями.
С 1 сентября изменения также коснулись акцизной политики. Федеральная налоговая служба больше не принимает заявления на выдачу бумажных акцизных марок для табачной продукции. Это новый этап отказа от бумаги в пользу цифровой маркировки. Такой подход существенно упрощает процесс администрирования и контроля за налоговой базой. Кроме того, по словам самих представителей бизнеса, за счет отказа от бумажных марок они смогут экономить более 2 млрд рублей ежегодно.
— По вашим наблюдениям и обратной связи от рынка, как оценивается готовность бизнеса к этим изменениям?
— Мы видим высокую степень готовности — многие компании завершили подготовку досрочно. Например, по данным ЦРПТ, все фермерские хозяйства России уже прошли регистрацию в системе и ввели в оборот почти 16 млн промаркированных товаров.
По семи новым отраслям на сегодняшний день более 50 тыс. компаний уже прошли регистрацию в системе "Честный знак".
Мы понимаем, что первая реакция на все новое чаще всего консервативная. Именно поэтому основным критерием мы для себя определяем поэтапность перехода. До 1 сентября в каждой отрасли продолжительное время проводились эксперименты. В ходе таких пилотных проектов компаниям-участникам предоставляется необходимое оборудование и коды маркировки на безвозмездной основе, ведется диалог с оператором и техническими партнерами для настройки процессов. Кроме того, оператор системы запустил дополнительные меры финансовой поддержки. Это позволяет компаниям внедрять новые технологии без существенного финансового бремени.
— Если говорить о каждой категории товаров, обязательных к маркировке с начала сентября, какой эффект вы предполагаете от введения? Как это отразится на производителях и потребителях в каждом конкретном случае?
— Каждая категория имеет свою специфику, и внедрение маркировки, на наш взгляд, предоставит преимущества. Однако есть и общие идеи, которые показали свою результативность за время работы. Это в первую очередь снижение доли контрафактной продукции на рынке. Для потребителей это означает гарантию качества и безопасности продукта, что особенно важно для товаров с длительным сроком хранения. Производители смогут защитить свои бренды от подделок и получат инструмент для оптимизации производства и логистики. Мы уже видим значительное сокращение доли нелегальных товаров в различных отраслях. Например, в табачной отрасли она сократилась на четверть, на рынке воды — на треть. В молочной отрасли доля фальсификата уменьшилась с 30% до 0,2%, по оценкам Россельхознадзора и ЦРПТ.
С маслами, например, маркировка будет способствовать борьбе с фальсификатом, когда под видом дорогих масел продают более дешевые аналоги или есть какие-то проблемы с сырьем. Здесь также можно говорить и о повышении доверия покупателей к брендам.
Маркировка кормов для животных важна для обеспечения безопасности домашних питомцев. Она поможет быстро отследить и изъять некачественную продукцию в случае выявления проблем. Производители получат защиту от подделок и смогут лучше контролировать свою дистрибуцию. Маркировка ветпрепаратов позволит ветеринарам и владельцам животных быть уверенными в подлинности и качестве, особенно на маркетплейсах. Для производителей это весомая защита интеллектуальной собственности и репутации.
Производителям и продавцам велосипедов помимо предоставления гарантий покупателю маркировка позволит эффективно контролировать цепочки поставок и бороться с серым импортом и недобросовестными участниками, которые уклоняются от уплаты налогов.
Чувствительная категория товаров — технические средства реабилитации. Маркировка в этой группе будет помогать государству контролировать расходование госсредств, предотвращать их хищение.
Важно отметить, что для всех типов продукции маркировка предоставляет дополнительные аналитические данные. Что помимо озвученных преимуществ даст производителям эффективный инструмент для понимания рынка, оптимизации производства и логистики. Для государства это инструмент для более эффективного регулирования рынка и обеспечения безопасности граждан. Главная цель маркировки — это обеспечение качества и подлинности товаров.
— Екатерина Геннадьевна, один из самых волнующих вопросов для потребителей — как введение маркировки отразится на ценообразовании товаров? Не приведет ли это к росту цен на прилавках?
— Этот вопрос находится под нашим постоянным контролем. Опыт показывает, что маркировка не только не приводит к росту цен, но может даже стабилизировать их. Например, введение маркировки молочной продукции в 2021 году помогло замедлить рост цен в этом сегменте. Это подтверждается исследованиями экспертов Высшей школы экономики.
Если разбирать по пунктам, то, во-первых, затраты на внедрение маркировки для производителей относительно невелики в масштабе розничной цены большинства товаров. Стоимость одного кода маркировки составляет 50 копеек, и эта цена фиксированная.
Во-вторых, в ЦРПТ предусмотрели ряд мер поддержки для бизнеса, особенно для малых и средних предприятий. Это и компенсация до 50% затрат на приобретение оборудования для маркировки, и возможность получения беспроцентной рассрочки на три года, и бесплатные сервисы и приложения. Все эти меры призваны минимизировать финансовую нагрузку на производителей.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное — маркировка создает равные конкурентные условия на рынке. Она вытесняет контрафактную продукцию и теневой сектор, которые раньше могли демпинговать цены за счет неуплаты налогов и несоблюдения стандартов качества. В результате честные производители получают возможность конкурировать на равных условиях, что в перспективе ведет к оптимизации цен.
Кроме того, маркировка повышает прозрачность рынка и дает производителям больше информации для оптимизации своих процессов. Это тоже может привести к снижению издержек и, как следствие, к более привлекательным ценам для потребителей.
Конечно, мы понимаем, что рынок — это живой организм и на ценообразование влияет множество факторов. Поэтому мы внимательно мониторим ситуацию и готовы оперативно реагировать, если увидим какие-то негативные тенденции.
— Система маркировки призвана бороться с контрафактом, но насколько она сама защищена от подделок? Какие меры принимаются для защиты системы маркировки от возможных попыток фальсификации?
— Эффективность всей системы зависит от ее надежности и защищенности, и этому аспекту уделено первостепенное внимание. Подделать код маркировки полностью невозможно. Это сложное технологическое решение, защищенное криптографическим шифрованием: каждый код уникален и генерируется с помощью сложных алгоритмов шифрования.
Для защиты также используется многоуровневая система верификации. Код не просто наносится на товар — он регистрируется в единой информационной системе и отслеживается на всех этапах движения товара. Часть кода нанесена на упаковку, а вторая — информационная часть — хранится только в информационной системе, его нельзя там изменить или заменить. Любое несоответствие или попытка повторного использования кода немедленно фиксируется системой.
И конечно, система как живой организм находится в постоянном развитии, проводится ее мониторинг и аудит, усиливаются и обновляются меры безопасности. Это позволяет нам выявлять и устранять потенциальные уязвимости еще до того, как ими смогут воспользоваться злоумышленники. Это говорит об эффективности принимаемых нами мер.
— Какие перспективы развития системы маркировки предполагаются в дальнейшем?
— Система продолжает совершенствоваться. В том числе за счет масштабируемости на другие категории товаров и расширения функциональных возможностей. Продолжим расширять охват системы, но делать это будем взвешенно и постепенно. Например, сейчас запустился эксперимент по партионному учету молочной продукции, который продлится до 1 июня 2025 года. Это позволит снизить нагрузку на бизнес и создать целостную аналитику по всей товаропроводящей цепи молочных товаров. Также проходит 15 других экспериментов в разных товарных индустриях.
В перспективе мы планируем расширять применение системы, оценивая эффект от каждого шага. Наша цель — создать единую цифровую среду, обеспечивающую прозрачность рынка, защиту интересов потребителей и новые возможности для развития честного бизнеса.
— Как внедрение системы маркировки согласуется с общей стратегией цифровизации экономики России?
— Прежде всего, нужно понимать, что внедрение системы маркировки — это один из важных элементов создания цифровой экосистемы торговли в России, это не изолированный проект, а неотъемлемая часть масштабной стратегии цифровой трансформации нашей экономики. Она органично вписывается в общую концепцию цифровизации, которая направлена на повышение прозрачности, эффективности и конкурентоспособности российской экономики.
Таким образом, система маркировки создает единое информационное пространство для всех участников рынка. Это полностью соответствует принципам цифровой экономики, где данные становятся ключевым активом. Благодаря маркировке мы получаем достоверную и оперативную информацию о движении товаров, что позволяет принимать более взвешенные управленческие решения на всех уровнях — от отдельных предприятий до государственных органов.
На основе данных маркировки уже создаются аналитические инструменты, системы прогнозирования спроса, решения для оптимизации логистики. Это создает новые возможности для развития инновационных технологических компаний и соответствует целям цифровизации экономики.
Интеграция с другими цифровыми системами государства, такими как налоговая служба, таможенные органы, система сертификации "Меркурий", уже сейчас позволяет создать единую цифровую среду для контроля и регулирования товарных потоков.
"Честный знак" постоянно технологически развивается. Это создает спрос на инновационные решения, стимулирует развитие отечественных IT-компаний.
И наконец, маркировка способствует развитию цифровой культуры среди потребителей. Возможность проверить подлинность и качество товара с помощью смартфона и приложения "Честный знак" повышает цифровую грамотность населения и прививает культуру осознанного потребления. У приложения уже порядка 23 млн пользователей, которые проверили более 225 млн товаров.