«Ростех» потребовал деприватизировать Ивановский завод тяжелого станкостроения

«Ростех» потребовал все-таки вернуть государству акции Ивановского завода тяжелого станкостроения. В начале года законность приватизации предприятия в 1990-х оспорила Генпрокуратура, и суд первой инстанции встал на сторону надзорного органа. Однако в сентябре в апелляции решение ивановского суда было отменено, а Генпрокуратуре было полностью отказано в иске об изъятии акций завода в пользу государства. В «Ростехе» с этим решением не согласны.

«Ростех» потребовал деприватизировать Ивановский завод тяжелого станкостроения
© BFM.RU

В целой череде дел о деприватизации активов этого года действующим собственникам впервые удалось выиграть у прокуратуры в суде. Впрочем, это еще не финал, но сам факт уже вызывает интерес. Ивановский завод тяжелого станкостроения (ИЗТС) — некогда крупнейший в России станкостроительный завод — был основан еще в 50-х годах прошлого века.

Предприятие в разное время производило станки для автозаводов, для аэрокосмических и оборонных предприятий, для энергетической отрасли и так далее. В 1990-х завод приватизировали. Процесс шел несколько лет. И к 1998-му почти 82% акций принадлежали Владимиру Бажанову, который сначала работал начальником одного из цехов завода, а в 1998 году стал гендиректором, и его сыну Михаилу Бажанову. После этого, по версии Генпрокуратуры, владельцы разорвали связи с оборонными предприятиями, раздробили имущество завода и вывели его в аффилированные организации. В Генпрокуратуре (и в «Ростехе» тоже) настаивают на том, что в 1990-х годах приватизация завода прошла незаконно, без разрешения правительства России. Защита ответчика в суде заявляла о том, что завод не являлся оборонным предприятием и его можно было приватизировать без согласования с федеральным центром. К тому же ответчики указывают на то, что срок исковой давности давно прошел. И какой из этих аргументов сыграл в апелляции, пока непонятно, говорит представитель ответчиков — директор правового департамента юридического бюро «Константа» Максим Никонов:

Максим Никонов представитель ответчиков, директор правового департамента юридического бюро «Константа» «Согласно Арбитражно-процессуальному кодексу, суд только оглашает результативную часть своего решения, в данном случае постановление в судебном заседании, а в полном объеме документы готовит только в течение двух недель. Мы в апелляции добились того, чтобы процесс был открытый, а в первой инстанции он был закрытый, и решение даже почитать никому, кроме нас, невозможно. Так вот, в апелляции процесс был открытый, поэтому постановление будет опубликовано ориентировочно через две недели. Все аргументы мы там увидим».

На данный момент сам завод никаких станков не производит. По данным СПАРК, в ИЗТС трудятся всего 14 человек. Серьезные финансовые проблемы у предприятия начались после крупного пожара в 2008 году. Спустя три года Ивановский завод неожиданно стал поручителем по кредиту банка «Авангард», который дал деньги игорной компании. Она обанкротилась, а банк забрал в счет кредита два корпуса завода — деревообрабатывающий и литейный. Часть помещений собственники продали, часть сдают в аренду. И с тех пор как активами завода заинтересовалась Генпрокуратура, некоторые добросовестные покупатели недвижимости, принадлежавшей структурам ИЗТС, оказались в очень щекотливой ситуации, говорит главный редактор сайта 1000инф.ру Алексей Машкевич:

Алексей Машкевич главный редактор сайта 1000инф.ру «Там часть помещений продана. Те, которые вроде как должны были быть неприватизированы, а часть из них сдавались в аренду. Арендаторы как платили в эти предприятия, так и продолжали платить, но на какой-то момент по решению первой инстанции доли стали принадлежать другим людям. Собственники просто сели и ждали, что им могут оспорить их покупку. Их приобретение незаконно. И как бы они должны просто выметаться».

В 2014 году два корпуса завода купила компания «Стан» — одна из крупнейших российских интегрированных компаний в сфере проектирования и производства станкостроительного оборудования. Компания входит в одноименный холдинг, который в свою очередь является дочерней структурой «Ростеха». И некоторые эксперты считают, что в случае возвращения активов государству через Росимущество акции ИЗТС в итоге могли бы отойти именно госкорпорации «Ростех».

В «Ростехе» в свою очередь настаивают на том, что апелляционное решение об отмене деприватизации «противоречит интересам государства и общества, создает дополнительные риски для национальной безопасности».