Шпуров: Новые технологии освоения трудноизвлекаемых запасов удвоят ресурсную базу
Обеспечить растущие потребности страны, да и всего мира в углеводородном сырье можно только с помощью кардинально новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов) и значительного увеличения объемов геологоразведки. Об этом заявил глава Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров на стратегической сессии TNF "Ресурсная база России: что может стимулировать политику государства и компаний по росту запасов?".
К 2050 году в мире будет необходимо добывать на 30 процентов больше газа, чем сейчас, и на Россию ляжет роль одного из лидеров обеспечения планеты энергией, отмечает эксперт. В частности, страны АТОР надеются только на нас. Это потребует обеспечения рентабельными запасами нефти и газа, и реально дополнительно получить минимум 27 миллиардов тонн условного топлива.
Ресурсы в недрах есть. По словам Шпурова, обеспеченность запасами газа в России составляет 102 года. Правда, по разрабатываемым сегодня месторождениям - только 54, а по основному горизонту, который дает львиную долю добываемого сегодня газа, - и вовсе лишь 15 лет. Известные месторождения газа выработаны на 70 процентов, доля ТРИЗ в текущих запасах составляет 54 процента. Что касается нефти, сокращение добычи с легкодоступных горизонтов и увеличение доли ТРИЗов - давно уже реальность. По данным Роснедр, в 2021 году последняя составила 31,7 процента, а к 2030 году превысит 70.
"Общие цифры запасов успокаивают. Но десятки триллионов - потенциал, открытый дедами, отцами. Геологический потенциал открытия новых месторождений в Западной Сибири исчерпан. Оставшиеся запасы будут ухудшаться, маржинальность снижается", - констатирует Владимир Кудрин, зампредседателя правления одной из крупнейших добывающих компаний.
По мнению Шпурова, уже сегодня сложились условия, чтобы запустить в отрасли очередной цикл инвестирования, основанный на создании новых технологий геологоразведочных работ (ГРР) и освоения ТРИЗ. Причем эксперт подчеркивает: существующие технологии для ТРИЗ базируются на традиционных, а нужны принципиально новые подходы.
Бизнес, однако, далек от альтруизма, вкладывать деньги в нерентабельные проекты не станет. Сделать разведку и ТРИЗы экономически эффективными и привлекательными для инвестиций - задача государства. Она выполняется: есть ряд мер и преференций и на федеральном уровне, и в регионах, для которых нефтедобыча является системообразующей отраслью, например, в Югре.
"С 2013 года по нефти идет целенаправленное системное стимулирование ТРИЗ, и, посмотрите, какие результаты: поддержание стабильной добычи нефти в стране за последние 10 лет происходит именно за счет ТРИЗ, - подчеркивает Шпуров. - С 2013-го до 2022 года объем добычи ТРИЗ вырос в 4 раза - с 40 до 160 миллионов тонн. Если в 2009 году 65 процентов добычи обеспечивалось за счет традиционных технологий, то теперь наоборот: 35 - за счет старых, 65 - новых технологий. Вот результат господдержки - это стабильная добыча нефти в стране".
По оценке руководителя госкомиссии по запасам, в результате вовлечения в оборот ТРИЗов мы получим дополнительно 18 миллиардов тонн нефти - это практически наш сегодняшний баланс запасов. Не менее перспективна господдержка геологоразведки: ресурсный потенциал по газу в России уникальный, однако его изученность - всего 30 процентов. То есть потенциал огромный.
"Считается, что прирост новых запасов у нас примерно соответствует уровню добычи. Но сложилась не совсем хорошая тенденция: прирост за счет ГРР - всего 30 процентов, все остальное - это переоценка запасов в процессе эксплуатации месторождений. И этот ресурс когда-нибудь закончится", - предостерегает заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев. Чтобы стимулировать геологоразведку, власти ХМАО недавно вышли с предложением компенсировать часть затрат на проведение таких работ через налоговый инвестиционный вычет по НДПИ. В автономии действуют и другие меры поддержки компаний, готовых вкладываться в технологии для ТРИЗов.
Кстати, буквально на днях, с 1 сентября, вступили в силу федеральные законодательные новации, которые тоже должны положительно повлиять на ситуацию: теперь разрешен допуск частных компаний на региональный этап ГРР, а сами регионы могут выбирать территории для углубленной разведки. Так что нормативная база постепенно меняется.
Хотя в сегодняшних экономических условиях, учитывая санкционное давление, дороговизну кредитов и т. д., такая деятельность - это скорее "жест доброй воли" со стороны нефтегазовых компаний, говорит Владимир Кудрин: "У нас есть инфраструктура, мы отвечаем за людей, которые у нас работают, за регионы, где находимся. Поэтому приняли решение готовить запасы, чтобы поддерживать добычу на постоянном уровне".
Участники дискуссии сошлись во мнении, что обеспечение эффективного освоения ТРИЗов - задача общая.
"На моей памяти такой пример один, когда федеральные органы, субъект РФ и компания вместе сделали - и получился качественный скачок. Большая совместная работа привела к тому, что возник новый нефтегазовый район - это Уватский проект. И такой совместной работы нам сегодня очень не хватает", - подытожил Игорь Шпуров.