Войти в почту

Создавая рыночную экосистему

Группа "Норильский никель" является участником индустриального центра компетенций (ИЦК) "Металлургия". При этом для разработки специализированных цифровых продуктов "Норникель" привлекает разработчиков с рынка, видя целью создание рыночной экосистемы в интересах всех промышленных заказчиков. О подходах и действиях на этом пути в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказал Алексей Парасына, директор по промышленной автоматизации и метрологии департамента информационных технологий ПАО "ГМК "Норильский никель" и генеральный директор ООО "Норсофт".

Создавая рыночную экосистему
© ComNews.ru

Какую долю белых пятен, возникших после ухода из РФ зарубежных разработчиков отраслевого ПО, закрывают запущенные проекты ИЦК "Металлургия"?

Если говорить про горнодобывающую и металлургическую отрасли, то из производственной автоматизации все компании-участницы ИЦК сообща закрывают больше половины текущих потребностей. В рамках ИЦК создаются MES-системы для "горы" - как для подземной, так и для надземной части, также системы диспетчеризации и управления горным транспортом (то есть подземка), плюс управление железнодорожным транспортом. Иными словами, сообща мы создаем полный комплекс систем управления горной добычей и производством.

"Норильский никель" - представитель сектора цветной металлургии, поэтому мы не получим каких-то сервисов и функций от других разработчиков, так как они создают MES для черной металлургии (где продукция в основном – прокат, а у нас проката нет). Но какие-то блоки мы точно сможем получить – либо напрямую, либо через рынок: знания, созданные в ИЦК, широко расходятся.

При этом незакрытыми у нас остается много нишевых историй: оптимизаторы производственных процессов (которые отсутствуют в MES), системы интеграции с ERP верхнего уровня.

Также для "Норникеля" (и я думаю, что для многих компаний) важны системы управления логистикой. В ИЦК такого проекта нет, но мы делаем это сами, причем придерживаемся той же политики, которой следуем в ИЦК. Мы ведем эту разработку совместно с рыночным партнером, тем самым внося вклад в развитие продукта в целом для рынка. Посыл от Владимира Олеговича Потанина, (президента и председателя правления ПАО "ГМК "Норильский никель" - прим. ComNews): все, что мы делаем, должно быть доступно рынку, чтобы стимулировать появление экспертизы и рыночных продуктов.

Многие независимые ИТ-компании в последнее время сетуют на то, что крупные корпорации передали львиную долю заказов на разработку дочерним структурам. Почему так происходит?

Во-первых, потому что у корпораций есть средства на разработку, и они хотят держать их под контролем. Вторая история: исчезли продукты, которые внедряли интеграторы, а опыт эксплуатации, создания и работы в продуктах остался, причем он - не у интегратора, который поставил и ушел. Ни один, условно говоря, монтажник, который вставляет духовку в кухонный шкаф и подключает к электричеству, никогда не приготовит мишленовское блюдо и никогда не расскажет нюансы: что у этой плиты тут подгорает, а у той хорошо работает конвекция. А такие нюансы важно знать при создании продукта.

В любой отраслевой компании разработку курирует CIO, и очень сильно вовлечены корпоративные архитекторы, а кому как не им знать необходимость интеграции и вписывания в ИТ-ландшафт. Мы не раз транслировали корпоративную позицию "Норникеля": нам нужно создавать, разрабатывать продукты, у которых есть возможность интеграции.

Но раньше для любого продукта было достаточно по умолчанию обеспечить совместимость с Windows и MS Office, а теперь только отечественных операционных систем – свыше десятка.

Продолжая аналогии с мебелью: да, мы начали делать продукты, еще не зная размера шкафа и того, каким окажется дверной проем. Но мы знаем форму шкафа и проема, и с этим можно стартовать. Я не вижу десятка ОС: крупных операционных систем, которые применяют корпорации, всего три, и в основе всех – один и тот же Linux.

К тому же практически все строят продукты на основе какой-то цифровой модульной платформы. И тут вопрос будет стоять не о переделке продукта, а о встраивании бекэндов в серверную инфраструктуру. Мало кто сейчас пишет толстого клиента - бо́льшая часть интерфейсов - в браузере, а он не сильно зависит от операционки.

Мне кажется, что внимание нужно фокусировать не на ОС, а на системах виртуализации и системах управления базами данных, а также на моделях данных. При интеграции продуктов нужна понятная модель физического мира, в которой работает информационная система. А если для двух продуктов эти модели концептуально отличаются, конвертация данных становится очень трудоемкой задачей.

Поэтому мы и решили делать сразу линейку продуктов "от" и "до" - от геологии до контроля переработки.

Возвращаясь к аргументам независимых разработчиков – они указывают, что быстрее доведут продукт до ума, нежели кэптивная ИТ-компания с клиентской базой, которая ограничена корпоративным периметром. К тому же при нарастающем дефиците айтишников эффективнее их использовать в интересах всего рынка.

Эволюционное развитие имеет свои этапы, которые нельзя просто взять и "перескочить" - к чему иногда стремятся независимые разработчики. Компании проецируют на сегодняшний день состояние, из которого ситуация выдернула их два года назад. Тогда они работали с зарубежными вендорами и либо интегрировали готовые продукты, либо в лучшем случае разрабатывали что-то на их базе – я имею в виду таких вендоров и продукты как Aveva, Schneider Electric, OSIsoft PI, SАР, GE Meridium, IBM Maximo и др. Но каждый из этих продуктов на протяжении десятилетий впитывал экспертизу отраслевых компаний, а многие даже появились с подачи заказчика. Участникам ИТ-рынка нужно, наконец, осознать, что мы просто вынуждены вернуться в начало цикла. Нам предстоит переход из зачаточного состояния в рождение и постепенное взросление продуктов, в которые будут вкладываться знания/наработанная экспертиза.

Стоит отметить, что независимые разработчики предлагают разработать продукт за наши деньги – то есть он в любом случае будет для конкретного заказчика. А уж потом они пойдут с ним по рынку и будут допиливать под других. Это итерационный процесс, и мы к нему придем.

Мы на уровне ИЦК выбрали продукты, которые важны индустрии. И хотя у нас есть соглашение о созаказчиках, обкатывается продукт все равно на якорном заказчике, который его и финансирует. Когда продукты появятся, мы все за то, чтобы максимально широко внедрять их на рынке – все вернется в привычную схему интеграторов.

Можно ли ожидать, что в будущем эти внутрикорпоративные разработки как-то отпочкуются от создавших их корпораций – или станут самостоятельными фирмами или их скупят какие-то ИТ-компании?

В мире все так и происходило. И мы в "Норникеле" сразу закладываем такую модель, поэтому и разработку для нас ведут независимые рыночные компании. Например, ООО "Норсофт", которое я возглавляю, является агентом "Норникеля" по созданию трех продуктов. На нашей стороне - только бизнес-экспертиза, мы делаем постановку задачи и обеспечиваем связь с заказчиками и с нашими внутренними площадками.

То, что разработка ведется внешними компаниями, формирует продукт на рынке, вендора, созаказчиков, осведомленных о базовом функционале. На этой основе появится рыночная экосистема.

Правильно ли я услышал, что "Норсофт" - исключительно постановщик задач, который в принципе не занимается разработкой?

Да, у нас в "Норсофте" внутри нет ни одного программиста. Конечно, в "Норникеле" работают и программисты, и для части задач мы их привлекаем – но это не стоит приоритетом.

Каждый должен делать то, что хорошо умеет. "Норсофт" может сформулировать требования к виду и функционалу продукта, со всеми современными продуктовыми методиками – и Agile, и Scrum, и Scaled Agile Framework (SAFe). Но разработка, повторюсь, ведется руками внешних компаний. То есть были выбраны компании, которые обладают достаточно большим штатом разработчиков и опытом разработки продукта.

Можно ли их назвать?

Мы их не скрываем – это "Рексофт" и "АТОЛЛис" (АО "ОТ-ОЙЛ" - прим. ComNews). Эти компании обладают достаточно большим штатом разработчиков и опытом разработки продукта, а также отраслевой экспертизой в реализации проектов для горной промышленности.

На Россию в любом отраслевом разрезе приходится лишь около 2% мирового рынка, в том числе и ИТ-рынка. Видите ли вы для группы "Норникель" и ИЦК "Металлургия" в целом необходимость и возможность продажи разработок на экспорт?

В границах России рынок для бурного развития систем, которые мы создаем, очень ограничен. Это создает риски высокой цены и медленного развития. Соответственно, чтобы работать и с тем, и с другим, нужно идти на другие рынки. Но для корпораций, которые сейчас занимаются созданием продуктов, это не стоит в приоритете. Например, для металлургов приоритет - выплавлять металл определенного качества, развивать продукты или технологические цепочки, которые связаны с использованием этих металлов – батарейки, порошковая печать, 3D-печать, химические катализаторы и т.п. Корпоративные культуры больших промышленных концернов не рассчитаны на предпринимательский авантюризм, который нужен для продвижения ИТ-разработок за рубежом. Так что смысл в экспорте, естественно, есть – и с прямой коммерческой целью, и с точки зрения обогащения продуктов новым функционалом, но этим должны заниматься коммерческие агенты – представители компаний-разработчиков. Мы в этом направлении двигаемся.

Можно ли осторожно прогнозировать сроки практических шагов выхода за границы РФ с отраслевыми ИТ-продуктами?

Правительство России обозначило ИТ-экспорт в качестве одного из приоритетных направлений. С учетом такого государственного внимания шансы на то, что частное ИТ-предпринимательство добьется успехов в экспорте, возрастают.