"В настоящее время возникла сложная ситуация": почему Казань утонула в мусоре

Региональный оператор утверждает, что для организации нормального вывоза ТКО ему не хватает средств

"В настоящее время возникла сложная ситуация": почему Казань утонула в мусоре
© Реальное время

Казанские поселки задыхаются от мусора, контейнерные площадки не оборудованы и выглядят как стихийная свалка. На несвоевременный вывоз мусора и отвратительное состояние площадок для сбора ТКО казанцы жалуются уже давно, и поток претензий нарастает: если в прошлом году в "Народный контроль РТ" поступило 1 583 обращения с "мусорной тематикой", то только за первое полугодие текущего — 1 113, а за последний месяц, на дату подготовки этого материала — 175. В причинах, по которым Казань накрывает мусорный "девятый вал", содержании мусорных контейнеров, пробелах в законодательстве и дефиците площадок для сбора отходов разбиралось "Реальное время".

Контейнер вывезли — и руки умыли

На безобразное состояние площадки для сбора ТКО на улице 1-й Ноксинской в казанском поселке Троицкая Нокса жительница Казани Анна Б. пожаловалась в "Народный контроль РТ" в начале апреля 2024 года. К контейнеру, размещенному на неряшливо огороженной площадке, залитой талыми водами и текущей из пакетов с мусором зловонной жижей, было не подойти.

— Нарушаются экологические требования к содержанию и обустройству контейнерных площадок, — указала заявительница на основную проблему, однако в ответ получила фото освобожденного от мусора контейнера.

На этом Администрация Советского района Казани, куда была переадресована заявка, сочла свои функции по благоустройству площадки для сбора ТКО выполненными. Переписка несогласной с чиновниками заявительницы ни к чему не привела. Проигнорировав нарушение требований действующих СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", чиновники в августе закрыли заявку как "выполненную".

— В санитарных нормах четко прописано, что площадки накопления ТКО должны иметь твердое асфальтовое либо бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, подъездные пути и ограждения с трех сторон высотой не менее одного метра, — говорит Анна. — Эта площадка покрытия и подъездных путей не имеет, подойти к контейнеру большую часть года просто невозможно из-за непролазной грязи, а ее ограждение выглядит так убого, как будто его хотели снести, ломали, но не доломав, бросили.

На улице Шоссейной, прямо вдоль дороги в Аки в 2024 году построили новую площадку для сбора ТКО. Красиво огородили, оборудовали новенькими контейнерами — а выглядит некрасиво. Потому что вместимость этой площадки и контейнеров явно не соответствует объемам поступающих туда отходов. Летом пешеходы, идущие по узкому тротуару, перешагивают через горы мусора. Что будет зимой, когда тротуары заметет снегом?

На то, что контейнер бросают на необорудованном участке и не вывозят своевременно мусор, много лет жалуются жители улицы Вятский Овраг в Аметьево. После жалоб контейнер ненадолго опустошается, а территория так и остается неблагоустроенной. Такая же картина наблюдалась в течение многих лет на улице Нардуган в Вознесенье, рядом с детсадом №124 с поэтическим названием "Мечта". Мечты жителей получить оборудованную контейнерную площадку сбылись в августе 2024 года, но мусор из них не вывозится, вокруг — вечная свалка.

Жалоб все больше

В этом году исполняется 5 лет "мусорной реформе", которую в 2019 году начали под обещания навести порядок в сборе и вывозе ТКО. В результате, платежи за вывоз и утилизацию мусора выросли в разы, причем взимаются они с граждан — строго с квадратного метра жилплощади, а с предпринимателей — и вовсе по нормативам, зачастую в разы превышающим реальный объем отходов, однако деньги идут не впрок.

В 2020 году "Народный контроль РТ" фиксировал небольшое количество жалоб на вывоз мусора — не до того было гражданам в ковидную пандемию. Но уже в 2021-м только из Казани поступило 856 обращений с "мусорной тематикой", в 2022-м — 965, а в 2023-м — 1 583. И только за первое полугодие 2024-го было зафиксировано 1 113 жалоб. За последний месяц, на дату подготовки этого материала, на безобразное состояние площадок ТКО казанцы пожаловались 175 раз, так что к концу 2024 года количество претензий населения к мусорщикам вполне возможно двукратно превысит прошлогоднее.

В исполкоме Казани "Реальному времени" сообщили, что в городе имеется 2 495 контейнерных площадок для сбора ТКО, из которых 401 размещена на муниципальной территории в зоне ИЖС. И заверили, что "все площадки оборудованы согласно СанПиН".

Хуже всего — в поселках

— В настоящее время возникла сложная ситуация по своевременному вывозу отходов в жилых массивах города Казани и ближайших к столице муниципальных районов, — сообщили "Реальному времени" в ООО "УК "ПЖКХ". — Самые проблемные участки расположены в зоне ИЖС Авиастроительного района. Ключевая причина проблем — нехватка контейнерных площадок. В Авиастроительном районе 14 000 жителей и 46 площадок сбора ТКО, на одну площадку или бункер приходится в среднем 300 человек. Еще острее ситуация в Советском районе: на 23 400 человек 97 площадок — 616 человек на один бункер. По нормативу мы должны вывозить оттуда 135 000 кубометров ТКО в год, а вывозим 51 000 кубов в месяц.

В ООО "УК ПЖКХ" заявили, что вывоз ТКО с улицы Шоссейной в поселке Аки производится регулярно, но "были проблемы с навалом не ТКО вне контейнерной площадки, их, зачистили в средине сентября". Также там рассказали, что на улице Каспийской в жилом массиве Царицынский Бугор, график вывоза ТКО "сбился", изначально назначенный на 6 сентября приезд мусоровоза перенесен на 19 сентября.

В компании уточнили, что уборка проблемных площадок сбора ТКО осуществляется "летучими" бригадами, и на это ежемесячно тратится до 8,5 млн рублей, но эти расходы не включены в тариф, а вопрос о финансировании этих работ рассматривается и не решается уже целый год.

— Федеральный закон №89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО создание и содержание площадок накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Однако меры по устранению данных отходов с мест накопления ТКО Администрацией Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани не предпринимаются, — подчеркнули в УК "ПЖКХ".

Ответили там и на вопрос о том, как часто должны вывозиться ТБО с контейнерных площадок:

— В соответствии с СанПиН 2.1.7.3550-19, в холодное время (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) вывоз мусора осуществляется не реже одного раза в трое суток. В теплый период (при среднесуточной температуре выше +5 °C) мусоровозы должны вывозить ТКО ежедневно. График вывоза с площадок МКД выстраивается согласно СанПиН, а с площадок СНТ, юрлиц и ТСЖ — согласно индивидуальному договору по мере наполняемости контейнеров.

Не хватает площадок и денег, в избытке — нарушителей

Региональный оператор по обращению с ТКО УК "ПЖКХ" занимается сбором и утилизацией отходов в Казани и 21 муниципальном районе, обслуживая более 2 млн жителей Татарстана. На сегодня сбор ТКО осуществляется с 18 819 контейнерных площадок, на которых установлено 49 182 емкостей для сбора отходов, в том числе 1 788 металлических сетчатых контейнеров, предназначенных для раздельного сбора.

По данным регионального оператора, в Западной зоне РТ ежегодно образуется порядка 8 млн кубометров ТКО, большая их часть — в Казани. Ежемесячно в Казани вывозится около 650 тысяч кубометров отходов, 20% из них — около 130 тысяч кубометров — с территории ИЖС.

В УК "ПЖКХ" перечислили свои основные проблемы, заметив, что они проистекают одна из другой:

недостаточное количество контейнерных площадок, уточнив, что город растет, только за последние 2,5 года в поселках города Казани введено в эксплуатацию более 2 тысяч новых домовладений, и на территории поселков должна функционировать 751 контейнерная площадка, а имеется лишь 393, при этом муниципалитеты "сталкиваются с трудностями при их организации в связи с отсутствием территории под их строительство";несанкционированные свалки и теневые схемы вывоза ТКО (так называемые "серые возчики"), которые складируют на площадках для сбора ТКО отходы, не относящиеся к ТКО. На территории Западной зоны УК "ПЖКХ" выявила 154 такие проблемные контейнерные площадки, на которых происходит систематическое перенакопление отходов, их ликвидация влечет за собой не предусмотренную тарифом финансовую нагрузку на организацию;отсутствие систематической уборки прилегающей территории к контейнерной площадке ее балансодержателями. По данным УК "ПЖКХ", на территории индивидуальной жилой застройки в Казани имеется 393 контейнерные площадки, где уборка осуществляется "летучими" бригадами компании, хотя содержание площадок накопления ТКО относится к полномочиям муниципалитетов;нестыковки в части ценообразования в области обращения с ТКО, так как, по утверждению представителей УК "ПЖКХ", фактически вывозимые объемы ТКО ежегодно в среднем на 12% превышают значения закрепленного в территориальной схеме объема, а рост тарифа не покрывает затраты на транспортирование и захоронение отходов.

— Рост тарифа на услугу по обращению ТКО на 2024 г. составил лишь 4%, — сообщили в УК "ПЖКХ". — А услуги по ремонту автомобилей и стоимость запасных частей выросли на 20-30%, цены на ГСМ — на 13%, средняя рыночная заработная плата водителей мусоровозов, грузчиков и разнорабочих — на 20%. Недостаток средств влечет невозможность своевременной закупки контейнеров и бункеров, найма спецтехники для уборки навалов мусора и, как следствие, приводит к невозможности своевременного качественного вывоза отходов.

Проверка показала

Летом 2024 года прокуратура Авиастроительного района совместно с инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан провела рейд по 15 площадкам сбора ТКО в городских поселках и на всех обнаружила нарушения. По итогам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении регоператора, а в исполком Казани направлено представление об устранении нарушений в части организации и содержания мест накопления отходов. Но в целом на ситуацию с завалами мусора это не повлияло в силу системных проблем.

Одним из самых болезненных вопросов является вопрос о том, кто должен приводить в порядок площадку для сбора ТКО, поскольку регоператору за это не платят. Не менее остро стоит и проблема вывоза строительного мусора, а в поселках — еще и отходов, которые образуются на участках — веток, сорняков, ботвы, которые местные жители сбрасывают в контейнеры, а если в них не хватает места — рядом, в разы увеличивая объем отходов.

В результате если водитель мусоровоза обнаруживает в контейнере строительный мусор или другие не относящиеся к ТКО отходы, он проводит фотофиксацию нарушения, а не заложенный в тариф мусор оставляет на месте.

В администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов сообщили "Реальному времени", что "для органических отходов растительного происхождения на территории домохозяйств собственниками должны организовываться компостные ямы или кучи, а ветки деревьев — измельчаться, а строительный мусор должен утилизироваться отдельно по дополнительному тарифу".

В райадминистрации также отметили, что хотя на многих площадках для сбора ТКО установлены камеры видеонаблюдения и фотофиксации, администрация не уполномочена накладывать штрафы за зафиксированные этими камерами нарушения. Кроме того, при сбросе отходов "серые мусорщики" закрывают от камер госномера автомобилей.

После того, как невывезенный мусор, где с ТКО перемешаны строительные и прочие отходы, обнаруживают инспекторы Минэкологии и сотрудники прокуратуры и выписывают предписания, муниципалитет приводит площадки для сбора отходов в порядок за счет бюджета — до следующего нарушения.

Очередная целевая?

Регоператор считает, что для решения проблем с ТКО необходимо принять целевую программу, задачей которой будет строительство новых контейнерных площадок, реконструкция необорудованных площадок с организацией мест для складирования крупногабаритных отходов или установки бункера-накопителя.

Для предотвращения нарушений в компании предлагают оборудовать видеокамерами все площадки для накопления ТКО на территории поселков, разместить информационные щиты о запрете складирования отходов, не относящихся к ТКО, и организовать регулярные рейды по местам несанкционированного размещения отходов. Однако кто это должен финансировать и выполнять, пока неясно. Кроме того, чтобы это осуществить на законных основаниях, необходимо изменить Правила благоустройства и ввести более внушительные штрафы за нарушения, чем действующие сейчас, говорят в компании.

— Мы, со своей стороны, предлагаем ставить отдельно на эти же площадки контейнерные бункеры для строительного мусора и заключать дополнительные контракты между местной властью и регоператором на его вывоз, — привел другой вариант решения проблемы зампрокурора Авиастроительного района Руслан Гусамов. — Возможно, это будет обходиться дешевле, чем регулярно расчищать образующиеся завалы. Ведь каждая такая расчистка стоит порядка полумиллиона рублей! Впрочем, решение этого вопроса зависит от местных властей, мы можем лишь высказать свои соображения и предложить бороться с проблемой системно, а не точечно. Но мы видим, что проблема обостряется: такая проверка проводится ежегодно, и нынешним летом проблема с вывозом мусора встала наиболее остро.