Войти в почту

Страховые компании стали публично продавать просроченную задолженность

Страховые компании (СК) стали продавать свою просроченную задолженность на публичных аукционах, пишет «Коммерсантъ». Участники коллекторского рынка раскрыли, что в конце сентября «Росгосстрах» успешно завершил сделку по продаже просрочки на онлайн-аукционе Debeх, что стало первой подобной сделкой. Как правило, такие операции с СК происходили редко и осуществлялись напрямую. Приобрели этот портфель несколько крупных коллекторских агентств, однако его объем не раскрывается.

Ранее практика продажи таких долгов была малораспространенной из-за неоднородности требований и недостатка предсказуемости в процессе взыскания. Оценить такие долги достаточно сложно, что создает высокий риск для коллекторов, покупающих их и рискующих понести убытки. Кроме того, у комплаенс-служб продавца могут возникнуть сомнения относительно заниженной стоимости долгов, отмечает руководитель страховой практики юридической фирмы МЭФ Legal Иван Рыбаков. На запрос газеты в «Росгосстрахе» не предоставили ответа.

Договоры страхования предполагают оплату страховой премии, которая зачастую осуществляется в рассрочку, за счет этого страховая премия оплачивается не полностью, несмотря на то, что страховое возмещение выплачено. Задержки по оплате страховой премии, задолженности по регрессным требованиям страховщика, другая дебиторская задолженность — это обязательства в пользу страховщика, которые можно передать на истребование третьей стороне.

По данным Debex, примерный объем рынка просроченных долгов страховых компаний может равняться 90 млрд рублей в год, однако в настоящее время лишь 5–10% от этого объема выходит в продажу. До конца года объем задолженности, выставленной страховыми компаниями на онлайн-площадки, может составить 4–5 млрд рублей, следует из прогноза онлайн-аукциона. Выход страховщиков со своими просроченными портфелями на публичный рынок создает дополнительные возможности для коллекторов.