Эксперты пояснили, для чего ФАС начала проверку цен в крупных торговых сетях

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже направила запросы в крупнейшие торговые сети: "Пятерочку", "Ашан", "Дикси", "Магнит", "Перекресток", "Ленту", "Метро", "О"Кей", "Зельгрос", "Глобус", "Марию Ра", "Монетку", "Верный" и "Азбуку вкуса". Сети должны предоставить антимонопольщикам данные ежемесячной динамики средневзвешенных закупочных и розничных цен на социально-значимые продукты, а также сведения об объемах закупки и реализации продукции за период с 1 января по 31 августа 2024 года.

Эксперты пояснили, для чего ФАС начала проверку цен в крупных торговых сетях
© Российская Газета

Сегодня сорок процентов граждан покупают товары только по низкой цене или по скидкам, а еще около тридцати процентов смотрят на цены и ищут, на чем можно сэкономить, рассказала "Российской газете" профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. От цены на продукты зависит 70 процентов населения. Поэтому социально-значимые продукты всегда находились в поле зрения государства, говорит она.

Эксперт пояснила, что цена на продукты, как правило, растет по двум основным причинам: она зависит от урожая и цен на горюче-смазочные материалы.

При этом супермаркетам, которые работают как дискаунтеры, не выгодно просто так повышать цены, поскольку они могут потерять постоянных клиентов. Это люди, которые приходят в магазин регулярно. Но из-за тех же логистических издержек, связанных с повышением цен на топливо, это может стать необходимостью, считает Комиссарова.

Она напомнила, что за необоснованное повышение цен на социально-значимые продукты магазины штрафуют. Но допустила, что в ряде случаев дискаунтерам могут помочь удерживать цены с помощью дотаций от государства.

Между тем, в Союзе защиты прав потребителей обратили внимание, что в заявлении ФАС нет даже намёка, что сетям в результате такой проверки стоит ожидать претензий в части нарушения антимонопольных норм.

По сути, речь идёт о мониторинге ФАС ценообразования в очень болезненной для большинства потребителей, а значит и для власти, сфере продтоваров, говорит председатель организации Петр Шелищ.

Он подчеркнул, что "антимонопольщики" обязаны владеть такой информацией, ведь именно с них спрашивают правительство и президент, когда быстро растут цены на продукты массового спроса.

ФАС, на мой взгляд, имея горький опыт ограничения отпускных и розничных цен на сахар и растительное масло несколько лет назад, заняла очень разумную позицию, добившись от федеральных торговых сетей минимальной торговой наценки на социально значимые продукты "первого ряда", то есть - самые дешёвые, поддержав тем самым покупательную способность бедной части населения", - пояснил он.

По мнению эксперта, служба просто продолжит следить за ценами, а, учитывая высокий уровень конкуренции между сетями, не станет вмешиваться в их ценовую политику за исключением случаев, когда конкретная сеть занимает где-то доминирующее положение на рынке соответствующего дорожающего продукта.

"Такой мониторинг может быть полезен, поскольку продемонстрирует, что рентабельность, как правило, ниже у тех магазинов, которые часто завышают цены. Но нужно также понимать и то, что объективными причинами роста цен становится увеличение издержек поставщиков из-за удорожания сырья, упаковки, оборудования, логистики и труда работников" - заключил Шелищ.