HR-директор «Мессояханефтегаза» Максим Медведев – об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

По запросу «Восточно-Мессояхское месторождение» прочитал о первом роботе-нефтянике, который начал работу на вашем арктическом нефтепромысле. Вопрос не про технологию, скорее про людей. Правильно я понимаю, что безлюдные производства становятся нашей реальностью? Как скоро роботы заменят человека? — Почему-то разговоры об искусственном интеллекте и роботизированных технологиях довольно часто сводятся к искусственной дилемме – человек или цифра, человек или роботы. А на самом деле, противопоставления нет, оно ложное. Вместо «или» мы в «Мессояхе» говорим «и». Предприятие живет в цифровой реальности, где компьютерные двойники, автоматизированные системы мониторинга и дистанционного управления добычей и бурением интегрированы в операционные процессы и не заменяют человека, а усиливают его возможности, помогают работать с большей эффективностью. Например, прогноз годовой добычи с учетом десятков геолого-технических параметров наши специалисты рассчитывают сейчас не за три недели, как раньше, а за восемь минут – цифровые помощники позволяют это сделать. Или робот, с которого мы начали разговор. В сутки он способен проводить 30 испытаний образцов нефтепродуктов и пластовой воды, каждое занимает 40 минут. Эта рутинная операция с повторяющимися действиями – идеальный процесс для автоматизации. Во всех этих примерах общее одно – ни один человек с появлением этих и других цифровых помощников не остался без работы, наоборот, люди могут сконцентрироваться на более технологически и интеллектуально сложных процессах. В этом и смысл: получается, что цифра работает на большую человекоцентричность бизнеса. Человекоцентричность – еще один тренд, который сейчас активно продвигается в крупных российских компаниях как новый взгляд на управление персоналом. Можете назвать его ключевые принципы? — Сам термин содержит в себе ответ на ваш вопрос: в центре корпоративного внимания – человек, с его ценностями, потребностями, приоритетами, опытом. Компания создает условия, которые помогают людям максимально раскрыть потенциал. В практической плоскости у этой задачи три «кита»: комфортная среда, доступ к качественной медицине и создание возможностей для самореализации. Мы постоянно развиваем социально-бытовые условия в офисе и на автономном нефтепромысле, где работают сотрудники «Мессояхи» и партнеры. И в этой работе нет мелочей: разнообразная, полезная и вкусная еда в красивом пространстве, ортопедические матрасы и подушки в уютных номерах общежитий, массажные кресла и кофе-машины в зонах отдыха, спортивные залы с современным оборудованием, удобная и функциональная спецодежда – из этих деталей складывается жизнь человека на северной вахте. Наше предприятие добывает нефть в арктической автономии, за сотни километров от Большой земли, но мы никогда не рассматривали географический или климатический фактор как повод ограничить инвестиции в развитие соцбыта, спортивные, медицинские и инфраструктурные проекты. Что касается тюменского офиса, создать здесь современную корпоративную среду нам помогают функциональные решения, цифровые и креативные пространства. Прекрасно понимая, как окружающая среда влияет на качество жизни людей, мы ставим комфорт сотрудников в приоритет, хотя этот критерий и не оказывает прямого влияния на бизнес-показатели. Второй принцип человекоцентричности – медицинская поддержка. Она в равной степени распространяется на вахтовую и офисную команды, а по ряду диагностических направлений в них включены и наши партнеры на нефтепромысле. Мы давно не ограничиваемся стандартными медосмотрами, развивая специализированные проекты профилактики – комплексные скрининги, программы онкопоиска, телемедицину, вакцинацию, проводим для наших сотрудников дни здоровья с консультацией узких специалистов. В офисе и на нефтепромысле оперативно получить помощь терапевта можно в собственных здравпунктах, оборудованных процедурными кабинетами. Третья составляющая человекоцентричного подхода – это неограниченные возможности для самореализации – как профессиональной, так и личной. По моим наблюдениям, творчество и корпоративное волонтерство высвобождают созидательную энергию и раскрывают человеческий потенциал как ничто другое. Я вижу, как меняются люди, когда они понимают, что могут влиять на мир вокруг или на производственные процессы через реализацию своих идей, творческие инициативы, помощь ближнему. Только в этом году команда «Мессояхи» организовала три крупных проекта помощи семьям в трудной жизненной ситуации и пожилым людям, провела большую экологическую акцию на Ямале и историко-этнографический фестиваль, посвященный деревянному зодчеству Тюмени. Люди, вовлеченные в эти проекты, становятся единомышленниками, и это помогает им, в том числе, при решении бизнес-задач. Конечно, эти три направления не исчерпывают наши инвестиции в людей как главную силу компании – можно рассказать и о нашем опыте по созданию обучающей и развивающей среды, программах повышения качества жизни сотрудников, поддержке в выстраивании индивидуальных карьерных треков, но все же самое главное – это общее понимание миссии и целей компании, прямой контакт с каждым сотрудником по результатам его работы, признание заслуг и работа с извлеченными уроками. Как «Мессояха» сегодня конкурирует за таланты? Есть ли специальные предложения для молодых специалистов? — Сегодня в нашей команде каждый пятый сотрудник младше 35 лет. С инновациями, смелостью и лидерством у этих ребят все в порядке, хотя с возрастом эти характеристики объективно мало коррелируют. Мы прекрасно понимаем, что сценарии нашего будущего лежат в сфере сквозных технологий, искусственного интеллекта, современного инжиниринга и уже сейчас интегрируем в команду людей, умеющих не просто работать с цифрой, но создающих программные решения под конкретные бизнес-задачи. В основном, это студенты магистратур ведущих российских университетов, входящих в «Лигу вузов Газпром нефти», но есть и бакалавры 3–4-го курсов. Невероятно умные ребята, мы их берем в штат или на оплачиваемую практику. В год обязательно прирастаем четырьмя-пятью классными специалистами, которые, в свою очередь, получают отличные условия для карьерного старта. Такая работа дает результат: летом 2024-го практику на нефтепромысле и в офисе «Мессояхи» прошли больше 100 студентов со всей России, это рекорд. То есть хантите золотую молодежь со студенческой скамьи? — Объективно говоря, со школьной. Мы активно развиваем профориентационные программы в школах Тюмени и Тазовского района, на территории которого «Мессояха» ведет нефтедобычу. Приглашаем ребят и на наше производство, и в цифровые пространства тюменского офиса. Рассказываем, из чего состоит работа современного нефтяника, показываем возможности, которые открываются перед будущими математиками, физиками, айтишниками, инженерами. В этом году совместно со школами планируем провести тестирование учащихся старших классов, чтобы выяснить, на чем основываются предпочтения ребят при выборе профессии, и встроиться в эти ожидания – не имитировать образ перспективного работодателя, а быть им по факту. А какова конечная цель? Есть у HR видение результата такой комплексной работы с командой? — Знаете, на обложке учебника математики у своих детей как-то видел такую картинку: альпинист покоряет гору, вершины которой не видно, она где-то за границами иллюстрации – хорошая, по-моему, метафора бесконечности процесса развития и интеллектуальной деятельности. Это не означает, что у нас нет образа результата – мы четко формулируем нашу главную цель: создание гармоничной рабочей среды, где каждый понимает и разделяет общие смыслы и задачи и может в полной мере раскрыть себя через командную работу. Фото: Андрей Сергиенко Реклама: АО «Мессояханефтегаз» ИНН 8910002621, LjN8KECYF

HR-директор «Мессояханефтегаза» Максим Медведев – об инвестициях в людей и трендах кадровой политики
© РИА "ФедералПресс"