Американский Минюст допустил разделение Google
Минюст США допустил возможность разделения Google. Компанию признали монополистом рынка интернет-поисковиков и контекстной рекламы в августе 2024 года. Теперь американское ведомство опубликовало 32-страничный документ, в котором представило предложения штрафных санкций в отношении компании, пишет Bloomberg.
Разделение или дробление бизнеса компании напрямую в документе не упоминается, но говорится о потенциальных структурных изменениях в Google. Предлагается аннулировать любые договоры о предустановке Android, Chrome и Play и запретить заключать новые, предоставить возможность рекламодателям контролировать то, где появляются их объявления, а сайтам — отказываться от продуктов компании с ИИ. Помимо этого, министерство требует, чтобы Google делился данными о пользовательской активности с другими разработчиками. Комментирует управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IТ Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «Исторически Минюст добивался результатов, если вы посмотрите на другие корпорации, которые они дробили, в том числе и не IT-сектора, результаты у них есть. Точно так же у них есть результаты, когда были достигнуты некие договоренности, например, история с Microsoft или с Apple. В данном случае речь идет об обычных претензиях того же самого типа, то есть сформулированы претензии, сподвигнутые другими игроками рынка. То есть здесь не так, как в России, у нас государство более самостоятельно в этом смысле и делает то, что ему нужно, а у американцев все-таки за этим стоит большой капитал. Они сейчас находятся в состоянии договоренности, то есть могут подаваться иски по интеллектуальным правам, могут подаваться иски по доминирующему положению, есть антимонопольные службы и так далее. И, на мой взгляд, это по большому счету пока ничего не означает, потому что решения может не быть, а если оно даже и будет, оно может быть очень странным для нас, в том смысле что произойдет договоренность и ограничение или, наоборот, разрешение для приложений что-то делать или не делать. То есть это только начало подобных процедур. И кто бы что ни говорил о беспрецедентности претензии, ее нет, мы это видели многократно. Единственное, должны открыться дополнительные ворота для других игроков, которые тоже в этом хотят принимать активное участие. Область искусственного интеллекта, наверное, самая интересная сейчас, потому что пришло осознание, что за этим будущее. И те, кто опережают конкурентов буквально на месяц или на полгода, это уже очень много. То есть такие преимущества дают новые технологии, что они меняют правила игры. И в данном случае идет та самая возня, чтобы кому-то что-то запретить, кого-то приостановить, кого-то заставить потратить на это больше денег, обычная корпоративная возня».
В Google предложения Минюста США назвали «радикальными» и заявили, что они будут иметь «значительные непредвиденные последствия для потребителей и рынка». В корпорации отметили, что предоставление данных пользовательской активности другим разработчикам нарушит все возможные нормы хранения и обработки персональных данных и может привести к их утечке.
О перспективах дела и последствиях для компании и рынка говорит партнер 2b law office Антонио де Гор:
Антонио де Гор партнер 2b law office «Американский регулятор активно пытается вмешиваться в деятельность IT-гигантов. Помимо Google, претензии, связанные с регулированием рекламного рынка, получили Meta (признана в РФ экстремистской и запрещена), владельцы Amazon и Apple. Опыт рассмотрения подобного рода в судах показывает, что разбирательство может занять годы, однако, особенно принимая во внимание недавний проигрыш Google в споре о признании компании монополистом на рынке поисковых услуг, есть вероятность, что стороны постараются достичь компромиссного решения во внесудебном порядке. Если договориться вне суда не получится, то, учитывая, что по этому вопросу нет однозначных прецедентов, поскольку сфера регулирования молодая, трудно заранее оценить шансы на победу одной из сторон. Если говорить о том, какие механизмы Минюст США может предложить в качестве альтернативы разделу компании, скорее всего, они будут связаны с предоставлением как пользователям, так и рекламодателям более прозрачного и гибкого инструментария для работы с интегрированной в сервисы Google рекламой. Некоторые исследования, проведенные экономистами, показывают, что вмешательство американских регуляторов в деятельность компаний, признанных монополистами, не только не приводит к позитивным изменениям для конечных пользователей, но ведет лишь к усложнению процедур и, как следствие, к удорожанию продуктов для потребителей».
Корпорация уже подала апелляцию на решение суда о признании ее монополистом, рассмотрят ее уже в следующем году. Ожидается, что американский Минюст конкретизирует предложения по штрафным санкциям к концу ноября. У Google будет возможность ответить до 20 декабря.