"Яндекс.Такси": здравствуй, монополька, и прощай

В последние годы компания "Яндекс.Такси" сделала многое для монополизации рынка таксомоторных услуг, выдавив практически всех мелких конкурентов, выкупив долю Uber в бизнесе в СНГ и поглотив службу такси "Везет". Но агрегатору этого оказалось мало, и он начал повышать цены на перевозки. Если "Яндекс.Такси" продолжит действовать в том же ключе, желая еще немного и еще побольше, то рискует остаться у разбитого корыта - лишиться обретенного монопольного статуса и растерять клиентов.

"Яндекс.Такси": здравствуй, монополька, и прощай
© ComNews.ru

Платформенные цифровые сервисы такси, такие как "Яндекс.Такси", Uber, "Ситимобил" или "Максим" поставили крест на бизнесе традиционных таксопарков. Еще недавно машины с шашечками охотились на клиентов у метро или у выхода из аэропорта, а в городе люди ловили машину "с руки". Но с тех пор, как "Яндекс" купил долю Uber в совместном предприятии MLU B.V., работавшем в РФ и еще пяти странах СНГ, и выдавил с рынка либо купил большинство конкурентов, "Яндекс.Такси" заработало негатив со стороны как водителей, так и клиентов.

Недавно Минтранс РФ объявил о планах обязать таксопарки заключать трудовые договоры с водителями. На прошлой неделе, 10 октября, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский предсказал, что инициатива Минтранса вызовет рост цен на поездки для клиентов такси.

%left-img-1%

И хотя Минтранс опроверг для ComNews данное заявление, цены на поездки в такси в России за последние два месяца значительно выросли, и кажется, что дальше уже некуда. Вероятно, это связано и со вступлением с 1 сентября 2024 года в силу новых требований для таксистов: дополнительно к специальному ОСАГО на автомобиль водители должны оформить второй вид страхования - ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Участники рынка объясняют повышение цен на такси оттоком кадров, ростом расходов на оформление нового страхового полиса и высокими штрафами за его отсутствие. С 1 сентября у таксистов есть 60 дней для того, чтобы купить полис ОСГОП, однако цены на такси уже выросли. На это жалуется множество пользователей, а также само за себя "говорит" приложение "Яндекс.Такси" или Uber.Ru.

Как бы предвкушая волнение людей по поводу повышения цен на перевозки с сентября, "Яндекс" упредительно в августе вдохнул вторую жизнь в сервис "Везет" и запустил эконом-тариф в такси через это приложение.

С этого времени "Яндекс.Такси", как и ожидалось, подорожало, а "Везет" оправдал название, ведь с ним пассажир играет в рулетку: повезет - не повезет. Дело в том, что "Везет" действительно показывает цену ниже "Яндекса", однако на деле сервис - с подводными камнями. Я трижды испробовала "Везет". Ни разу приложение не смогло снять деньги с карты, и требовались наличные. А в последний раз сумма поездки по прибытии в точку увеличилась, и итоговый платеж оказался выше, чем даже был заявлен в приложении "Яндекса". Так что сильно сэкономить мне не удалось, особенно с учетом того, что при оплате картой у меня установлен повышенный кешбэк по категории "Такси". А после того как "Везет" показал иную финальную стоимость поездки, я и вовсе им пользоваться перестала. Мой опыт подтверждают и опрошенные люди - оплата картой срабатывает у них не всегда, а стоимость поездки действительно порой безосновательно меняется в финальной точке в сторону увеличения.

В опросе, проведенном ComNews, с какой целью "Яндекс" вернул бренд такси "Везет", которое поглотил в 2021 году, лидирующим вариантом ответа (54,68% проголосовавших) оказался: "Чтобы создать иллюзию конкуренции и избежать преследования ФАС".

Кстати, российский антимонопольный орган уже присматривался к "Яндекс.Такси" год назад: в ноябре 2023 года ФАС признала "Яндекс.Такси" доминирующим на рынке России. "Однако в настоящее время возможные меры реагирования ФАС России ограниченны", - сообщили Businness FM в этом ведомстве.

%left-img-2%

На фоне повышения цен в "Яндекс.Такси" в VK и Telegram уже стали появляться группы по вызову такси, где стоимость поездки заявлена ниже, чем у "Яндекса". Преимущество цифрового рынка в том, что монополия на нем долго не держится - вероятно, настало время, когда небольшие агрегаторы такси, будь то старые или новые, вернутся на рынок. И в точности так же, как некогда "Яндекс.Такси" и подобные сервисы разрушили бизнес традиционных таксопарков, новые цифровые ресурсы и сервисы откусят немалую часть пирога у крупных такси-агрегаторов.

%left-img-3%

Людей, желающих отказаться от такси-услуг "Яндекса", становится все больше. На просьбу в чатах дать контакт группы, где можно заказать альтернативное, более дешевое такси, многие просят: "И мне ссылку на группу".

%left-img-4%

Дольше всех от "Яндекса" будут уходить клиенты, которые переживают о безопасности и боятся ехать с неизвестным водителем, хотя и они могут вспомнить времена, когда машину ловили "с руки". Казалось бы, "Яндекс.Такси" гарантирует пассажирам безопасность, но если возникает любая проблема, то "Яндекс" отвечает, что он "лишь агрегатор" и все вопросы - к водителю или таксопарку. Так что гарантия безопасности перевозки со стороны агрегатора - это цифровая иллюзия.

Велика вероятность, что новые цифровые платформы, такие как VK и Telegram, станут питательной почвой для возникновения новых сервисов такси. С учетом того, что действия "Яндекс.Такси" и регуляторные инициативы переполнили чашу терпения многих клиентов, их востребованность явно будет высока. В ближайшее время мы можем увидеть цифровую трансформацию сектора таксомоторных перевозок в России, побочным результатом которой станет рыночная демонополизация "Яндекс.Такси".