VK выделит 100 миллионов рублей на конкуренцию с YouTube
Авторы видеоблогов смогут претендовать на гранты от VK на общую сумму 100 млн рублей. Акцент будет сделан на формате how-to (как сделать), особенно востребованном на YouTube и пользующемся спросом и в VK. Эксперты дают высокие оценки инициативе, но обращают внимание, что выделенная сумма может оказаться недостаточной. К тому же не все блогеры умеют работать с грантами.
Претендовать на грант до 5 млн рублей сможет любой пользователь платформы. На полученные средства он должен создать развлекательно-образовательный контент в формате длинных видео, сообщили "РГ" в VK. Для участия в грантовой программе необходимо подать заявку, иметь зарегистрированное юридическое лицо или статус индивидуального предпринимателя (ИП) и вести открытое сообщество "ВКонтакте", у которого больше тысячи подписчиков. Прием заявок стартовал 15 октября и продлится до 5 ноября 2024 года. Каждый заявитель может подать только один проект.
"Сумма денежного гранта на получателя составит до 5 млн рублей - размер зависит в том числе и от количества подписчиков в сообществе заявителя. Участник программы должен потратить полученные средства на создание образовательно-развлекательного контента в формате горизонтального видео длительностью от 10 минут", - сообщили в компании.
Тематика может быть любой - от научпопа и гейминга до лайфстайла и кулинарии. Главное, чтобы она не нарушала правила площадки и российское законодательство. В то же время, как поясняет Мария Воробьева, директор департамента по работе с сообществами VK, "больше шансов получить грант у тех, кто делает развлекательно-образовательный контент в формате how-to. Внутренние исследования и фокус-группы показывают, что именно такие видео пользуются спросом у пользователей. Мы хотим, чтобы таких авторов стало больше", - говорит она.
Среди прочих условий контент должен носить нерекламный характер, а сообщество заявителя не должно содержать преимущественно коммерческий контент.
Решать, кто и сколько получит, будет координационный совет грантовой программы VK. В него вместе с рядом сотрудников VK войдут: генеральный директор News Media Holding Максим Иксанов, дизайнер Артемий Лебедев, видеоблогер Влад А4, стилист и fashion-блогер Александр Рогов, видеоблогер и рэпер Эльдар Джарахов, продюсеры Вячеслав Дусмухаметов и Заир Юсупов и другие.
Авторы видеоблогов смогут получить грант на сумму до 5 млн рублей, его можно потратить на создание развлекательно-образовательных роликов длительностью от 10 минут
В VK говорят о комплексном подходе к решению проблемы заработка блогеров на российской платформе.
"В конце сентября была запущена новая программа монетизации для авторов, которая позволяет зарабатывать на публикуемом контенте. Теперь мы представляем грантовую программу, направленную на поддержку специальных проектов, которые авторы хотели запустить, но в силу разных причин сталкивались с отсутствием необходимых ресурсов", - отмечает Николай Дуксин, вице-президент по музыкальным и видеосервисам VK.
По данным площадки, с начала года уже более 15 тысяч новых авторов стали публиковать ролики в "VK Видео". Примерно тогда же VK запустила расширенную программу грантовой поддержки культурных учреждений и авторов. Ее общий объем составил около 60 млн рублей. Финалистами первого этапа стали 29 заявителей из 20 регионов России. Во втором этапе победил 41 участник из 18 российских регионов.
"Грантовая поддержка - прекрасный инструмент для привлечения талантливых людей на площадку VK и развития российской блогосферы, которая уже неплохо себя чувствует", - комментирует глава ИРИ Алексей Гореславский. ИРИ активно поддерживает грантами контент для онлайн-платформ, как блогерский, так и профессиональный.
По словам Гореславского, среди всех поддержанных ИРИ проектов в 2023-2024 годах почти половина - это контент в соцсетях, собравший 3,4 миллиарда просмотров, по данным на сентябрь. И именно VK занимает первое место - там проекты, поддержанные ИРИ, посмотрели 1,6 миллиарда пользователей.
"Вне зависимости от того, перейдут ли на VK блогеры с YouTube, гранты - это хорошая возможность подтянуть сегмент долгих видео, у которых была и остается своя большая аудитория, смотрящая подкасты, интервью и другие ролики дольше 10 минут", - уверен Гореславский.
YouTube - это энциклопедия ответов на вопросы "как что-то сделать", и составить ей реальную конкуренцию может такая же энциклопедия, напоминает президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Таня Иванова.
"Изначально выбранная стратегия работы только с топами рабочая в краткосрочной перспективе. Площадка уже сформировала свой костяк авторов-контрактников, в то время как средние и микроблогеры обычно вне интересов больших платформ", - поясняет она.
Платформа делает ставку не на звездные проекты, а на "низовой" уровень блогеров, которые создают очень разнообразный контент
У Ивановой вызывает сомнение акцент на how-to контенте. Ролики о том, как сделать или починить что-либо, востребованы, но достаточно однообразны. Еще одна проблема, по ее мнению, в том, что микро- и средние блогеры не всегда умеют работать с грантами и продавать свои идеи грантовым комитетам.
"Их проекты - это скорее набросок идеи без бюджета, продвижения и понимания ключевых показателей эффективности (особенно на новой площадке). Поэтому, вероятнее всего, подавать блогеров будут их талент-агентства ( а это уже совсем другая битва). Кроме того, бюджет в 100 миллионов рублей - это производство примерно 20 очень небольших шоу (а если мы говорим о продакшне агентств, то и не больше 15)", -добавляет Таня Иванова.
Она напоминает, что у платформы NUUM есть NUUM IDEA DAY, в рамках которого участники могут предложить концепцию оригинального контента, "так что можно предположить, что стратегия рабочая".
"Однако хотелось бы, чтобы платформы делились результатами таких программ", - говорит эксперт.
Призывает не обращать внимание на заявленный размер бюджета замглавы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, глава РОЦИТ Антон Горелкин.
"Встречал мнение, что 100 млн рублей - это сравнительно небольшая сумма, и что она не идет ни в какое сравнение с бюджетами, которые тратит на поддержку авторов тот же YouTube. Но здесь важно другое: платформа меняет фундаментальный подход, делая ставку не на короткий список звездных проектов, а на "низовой" уровень - блогеров, которые делают нишевой, но очень разнообразный контент. Именно его, а не дорогих шоу сейчас не хватает российским видеохостингам, чтобы успешно конкурировать с иностранными", - уверен Горелкин.
По данным ИАА Telecom Daily, о YouTube знают 97% россиян, а смотрят регулярно - 90%. "VK Видео" знаком 86% и 51% смотрят его ежедневно. Слышали о Rutube - 75%, 33% им пользуются. Показатели "Дзена" - 68% и 30% соответственно, "Видео ОК" - 32% и 9%.