Войти в почту

Как российско-белорусская компания стала крупнейшим производителем пластиковых труб в ЕАЭС

История этой компании отчасти похожа на историю Apple - та начиналась в гараже родителей Стива Джобса, а "Полипластик" в 1991 году зародился в подвале Московского политехнического колледжа. Основной продукцией тогда были пластмассовые вешалки, прищепки, мухобойки и флаконы для парфюмерии. Теперь же это группа компаний, которая включает в себя 32 завода, некоторые из которых работают в Беларуси, и восемь тысяч человек персонала. Что производят на здешних заводах и почему свое белорусское предприятие тут называют незаменимым?

Как российско-белорусская компания стала крупнейшим производителем пластиковых труб в ЕАЭС
© Российская Газета

Дело - труба

Вы наверняка обращали внимание, что во время замены или ремонта коммуникаций в вашем дворе или на улице старые металлические трубы меняют на пластиковые? Даже трубы диаметром в десятки сантиметров, которые закапывают глубоко под землю, сегодня делают из полимеров. Да и в новых домах что стояки канализации, что разводку отопления делают из пластика. Казалось бы, почему? Металл ведь выглядит надежнее!

"Это только на первый взгляд, - объясняет начальник управления департамента информационной политики и развития группы Алексей Головачев. - Полимерные трубы не боятся коррозии, служат десятилетиями без ремонта и протечек, их проще прокладывать и эксплуатировать, они устойчивы к нагрузкам, наконец, они просто дешевле, причем это касается и покупки, и монтажа, и эксплуатации".

Именно производство труб стало одним из направлений бизнеса предприятия, рожденного в 1991 году - страна тогда гордилась рекордными выпусками чугуна и стали, а полимеры закупала за границей. Этот диссонанс и подвиг химика-технолога Мирона Гориловского и его товарищей по НИИ пластмасс им. Г.С. Петрова заполнить пустующую нишу.

Заполнение ниши к сегодняшнему дню обернулось 32 заводами, расположенными не только по всей России, но также в Казахстане и Беларуси. В прошлом году они выпустили более 300 тысяч тонн продукции, а общий оборот Группы превысил 98 млрд рублей.

"Наша производственная география во многом объясняется особенностями отрасли, - говорит Алексей Головачев. - Дело в том, что возить полимерные трубы за тысячи километров экономически нецелесообразно, поэтому там, где есть стабильный спрос, бывает проще построить завод. И уже с его помощью закрывать потребности ближайших территорий. Но, конечно, у нас сильна и кооперация, когда разные заводы выпускают не только одинаковые трубы, но и уникальную продукцию, необходимую всей Группе".

Это хорошо видно и на примере Кохановского трубного завода "Белтрубпласт", расположенного в Витебской области Беларуси. Он был создан как подразделение Группы в 2005 году и поначалу должен был просто закрывать потребности республики в полимерных трубах. Но постепенно стало ясно, что с этой задачей он справляется и способен на большее. В итоге там стали производить стальные фитинги для тепловых труб, муфты для канализационных труб, оборудование и оснастку. Вся эта продукция из Беларуси едет уже на другие заводы ПОЛИПЛАСТИКа, где она необходима.

"В Беларуси много квалифицированных работников, а еще здесь высокая культура производства, что и помогло нам расширить номенклатуру продукции, - рассказывает гендиректор "Белтрубпласта" Александр Чуркин. - Причем многое из того, что мы сейчас производим, раньше приходилось закупать за границей. Сегодня наш завод занимает больше восьми гектаров территории, а число работников стабильно составляет около 300 человек".

Интересно, что "Белтрубпласт" даже собственные полимерные отходы перерабатывает сам - там научились повторно использовать их в производстве. Это решает экологические проблемы.

Следует шить

Чтобы поближе познакомиться с продукцией ПОЛИПЛАСТИКа, корреспонденты "СОЮЗа" отправились на московский завод Группы - "АНД Газтрубпласт". По меркам компании он небольшой и выпускает далеко не всю номенклатуру, но есть у него и своя уникальность. Предприятие находится в промзоне на проспекте Генерала Дорохова, и работа в здешних цехах кипит постоянно.

С конвейеров сходят самые разные трубы - вот тонкие, для теплого пола, наматываются на барабан словно кабель. Пройдет немного времени, и кто-то уложит их в полу, чтобы ходить по теплу. А вот большие толстостенные трубы, которые даже невозможно намотать на барабан - они лежат отрезками по несколько метров в длину. Скоро их закопают в землю, а внутри проложат силовой электрический кабель.

"Труба будет защищать кабель от влаги, давления земли, подвижек грунта и других воздействий, - объясняет директор по производству завода Иван Пятин. - Но главная уникальность нашей трубы - вот в этих черных полосках, которые видно на разрезе. Если произойдет повреждение кабеля и короткое замыкание, то для поиска не нужно будет раскапывать километры труб. Через полоски электричество станет выходить наружу, что можно будет обнаружить с помощью анализатора. В итоге место повреждения найдут с точностью до пяти метров и раскопают кабель сразу в нужном месте или заменят кабель через кабельные колодцы".

Людей в цехах немного - производство во многом автоматизировано и роль человека сводится к тому, чтобы следить за работой производственных линий. А по ним как по конвейеру тянутся трубы - на начальном этапе в станок просто засыпают полимерные гранулы. Потом под высокими температурами они плавятся и начинается уже формование труб. А дальше в зависимости от назначения трубы на нее наносятся разные слои - один добавляет прочности, другой обеспечивает теплоизоляцию, третий защитит эту теплоизоляцию от воды и т.д. В разрезе некоторые трубы выглядят как пирог - столько у них разных слоев.

А вот на одной из линий работает что-то вроде прядильного станка - он аккуратно, как паук паутину, наматывает на трубу нити. Иван Пятин поясняет, что нити эти кевларовые и весьма прочные, а покрытые ими трубы называются армированными - нити их как раз армируют, добавляя прочности.

Это, впрочем, далеко не единственный способ усиления трубы. ПОЛИПЛАСТИК - одна из редких компаний, у которой есть собственный научно-исследовательский институт. И его ученые придумали технологию армирования полимерными стеклолентами. Звучит странно, правда? Одно дело кевларовые нити, другое - стекло. Однако на деле намотка этих стеклолент на трубу кратно увеличивает ее прочность.

Кстати, на примере этой технологии тоже можно увидеть симбиоз работы разных заводов. В цеху московского "Газтрубпласта" выпускают саму стеклоленту - в готовом виде она выглядит как черный скотч. Дальше эта лента едет на тюменский и иркутский заводы Группы, где с ее помощью выпускают трубы для нефтепроводов и не только. А уже фитинги и пресс-оборудование для монтажа трубопроводов выпускают на Кохановском заводе в Беларуси. "Транспортируемые нефтегазовые среды идут по трубам с настолько большим давлением, что их может попросту разорвать, - говорит Иван Пятин. - А армирование стеклолентами позволяет трубопроводам выдерживать давление до 14,0 мегапаскалей, чего хватает с запасом даже при таких нагрузках".