Войти в почту

Антимонопольный налог на физлиц

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обязала ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) перевести в бюджет 3 млрд рублей незаконно полученного дохода с абонентов после повышения стоимости услуг. Ведомство признало повышение тарифов экономически необоснованным. Но так ли выделяется МТС среди других операторов связи и компаний иных отраслей в плане повышения тарифов на пользование услугами? Почему 3 млрд рублей утекут государству, а не вернутся абонентам? Вопросов много - ответов практически нет.

Антимонопольный налог на физлиц
© ComNews.ru

ФАС впервые применила меру взыскания дохода в пользу бюджета в отношении оператора связи. Ранее компании получали лишь предупреждения и штрафы. В этот раз повышение тарифов, по версии ФАС, оказалось экономически необоснованным, да еще и на целых 3 млрд рублей. Для сравнения, за весь 2023 год ФАС за счет штрафов и налогов собрала 6,4 млрд рублей. На фоне такой суммы наказание для МТС выглядит слишком серьезным.

В принятии решения ФАС России ссылалась на ст.6 федерального закона №135-ФЗ "О защите конкуренции", в которой сказано, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами.

Однако если посмотреть на ARPU (показатель, обозначающий средний доход в расчете на одного абонента) МТС в динамике, то в 2014 году он составлял 343 рубля. По состоянию на конец 2023 года (исходя из показателей финансовой отчетности МТС) ARPU составил 430,8 рублей. По 2024 году показатели пока неизвестны. Но если посмотреть стоимость тарифов МТС по регионам, то в среднем они составляют от 390 рублей до 890 рублей в месяц в зависимости от количества минут эфирного времени, гигабайт интернета и SMS. И даже если очень грубо посчитать среднюю стоимость тарифа и принять его за показатель ARPU, то получится около 640 рублей. Но вряд ли многие абоненты подключают дорогие тарифы. В основной массе людям хватает тарифа в пределах 500 рублей. В таком случае показатель ARPU составит около 500 рублей или даже меньше.

Таким образом, за 10 лет показатель ARPU МТС вырос не более чем в полтора раза. И это при том, что в 2014 году курс доллара еще держался в районе 35 рублей, а сейчас колеблется от 90 до 100 рублей, то есть в 2,5 раза выше. Соответственно, все оборудование для базовых станций и т.п. сильно выросло в цене. Расходы на содержание сети тоже растут. Исходя из таких показателей рост ARPU менее чем в полтора раза за 10 лет вовсе не кажется завышенным. Примерно такие же показатели можно наблюдать и у других операторов сотовой связи.

Если посмотреть тарифы в других отраслях, например на электроэнергию, то оказывается, что они за те же 10 лет выросли больше, чем в телеком-отрасли. Например, в Московской области в 2014 году стоимость электроэнергии в пиковую зону (Т1) составляла 3,18 руб./кВт*ч, в ночную зону (Т2) - 0,81 руб./кВт*ч, полупиковая зона (Т3) - 2,63 руб./кВт*ч. Но уже к 2024 году тарифы выросли в среднем в 2-2,5 раза. Теперь в Московской области тарифы Т1, Т2, Т3 составляют соответственно 6,57 руб./кВт*ч, 2,43 руб./кВт*ч, 5,05 руб./кВт*ч. По сообщению ФАС, в 2025 году тарифы на электроэнергию в этом же регионе вырастут в среднем с 7,33 руб./кВт*ч до 8,25 руб./кВт*ч. В других регионах цены могут отличаться, но в динамике последних 10 лет ситуация с ростом цен в 2-2,5 раза повторяется.

Вернемся к МТС. Согласно закону "О защите конкуренции" оператор занимает доминирующее положении на рынке сотовой связи. Однако помимо МТС есть еще три крупнейших оператора мобильной связи ("Билайн", "МегаФон", Tele2), которые также занимают большие доли по регионам и тоже имеют доминирующее положение в соответствии со ст.5 закона №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Можно было бы предположить, что доли "большой четверки" из-за отсутствия других конкурентов из года в год подвержены малозначительным изменениям, отсюда и выходит незаконно полученный доход из-за повышения тарифов. Но эти доли неплохо разбавляют крупный оператор "Таттелеком" в Татарстане и "Вайнах Телеком" в Чеченской Республике. К ним можно добавить десятки виртуальных операторов сотовой связи (MVNO), которые в каждом регионе могут занимать около 10% рынка. С такой конкуренцией доли "большой четверки" уже не кажутся такими непоколебимыми.

Также непонятно, как именно ФАС посчитала сумму в 3 млрд рублей для МТС и на какие критерии опиралась. В чем именно ФАС считает доли рынка - в количестве абонентов или выручке? Если в выручке, то какие именно показатели при этом учитывались? А если в количестве абонентов, то это не совсем корректно. Ведь каждый абонент, если он является гражданином России, может иметь на руках до 20 SIM-карт, а каждый иностранный пользователь - до 10. Таким образом, SIM-карт может оказаться сильно больше, чем реальных пользователей услугами сотовой связи, и данные по долям рынка окажутся значительно искаженными. Абонентов виртуальных операторов связи при этом могли вообще не включить в статистику.

В любом случае, 3 млрд рублей для МТС кажется не очень обоснованной и слишком завышенной суммой до тех пор, пока ФАС не объяснит, как смогла ее посчитать. Но если уж ведомство и сочло МТС нарушителем, то логичнее и правильнее было бы вернуть эти деньги не в бюджет, а абонентам, у которых эти средства незаконно отобрали, - например, в виде существенной скидки за услуги связи на ближайшие месяцы. Иначе получается, что незаконно полученные средства просто перешли от бизнеса государству, но к абонентам так и не вернулись.