Как эффективно управлять сотрудниками-зумерами – эксперт Мария Аленина
Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: К поколению Z относят людей, родившихся примерно с конца 1990-х до начала 2010-х. И как раз они сейчас пополняют рынок труда, при этом заметно отличаясь по поведению и мотивации от своих более взрослых коллег. Различия объясняются огромными социальными и бытовыми изменениями, произошедшими в этот период. Компьютеры, смартфоны, интернет и соцсети изменили мир и взаимоотношения между людьми до неузнаваемости. А также по-особенному воспитали детей, родившихся и выросших в новое время. Зачастую общение с такими кадрами становится проблемой для работодателей, которые не понимают, как себя вести со «странными» новичками. Что скрывается в голове у зумеров и как достигнуть с ними плодотворного взаимодействия, нам расскажет в рубрике «Советы эксперта» Мария Аленина – собственник и руководитель агентства ассистентов MA.RU.
Мария АЛЕНИНА: С начала 2024-го более 276 тысяч молодых соискателей выходили на рынок труда в поисках полноценной работы или подработки. Сопротивляться и не брать таких сотрудников в компанию – плохое решение. Если вовремя не адаптировать бизнеспроцессы под молодое поколение, можно остаться без сотрудников. Чтобы избежать дефицита кадров, вы можете научиться работать с зумерами.
Красные флаги для зумеров
Скучная и/или бессмысленная работа. Авторитарный стиль руководства и отсутствие объективной обратной связи. Отсутствие похвалы. Низкий уровень технологической оснащенности компании – от сайта и соцсетей до кофемашины и зоны отдыха.
! Зумеры не любят работать «по-старинке». Они жаждут свободы, гибкости и работы, которая приносит удовольствие. Фриланс, удаленка или собственные стартапы – это их выбор. Работа должна быть в балансе с личной жизнью, поэтому не рассчитывайте на их задержку в офисе до позднего вечера. Скорее всего, они отправятся чилить с друзьями или заниматься спортом.
Как должен вести себя бизнес при работе с поколением Z
Показывать зумерам перспективы развития в компании, возможности для профессионального и личностного роста, участия в интересных проектах и мероприятиях. Делиться с зумерами видением и миссией компании, показывать им, как их работа влияет на достижение общих целей и решение общественных проблем. Учитывать индивидуальные потребности и предпочтения зумеров, например, в плане графика работы, оплаты труда, социальных льгот, корпоративной культуры. Зумеры ценят персонализацию и гибкость в работе.
Фото freepik с сайта freepik.com
!Зумеры не готовы терпеть кранчи* 24/7 и соглашаться на любые жесткие условия.
*кранчи – сверхурочная работа, к которой привлекаются работники для того, чтобы вовремя завершить проект.
Тут сразу вспоминается анекдот:
«Крупный Банк. Время – 18:00, все сотрудники продолжают трудиться. Кроме одного, который выключает компьютер, берет портфель и уходит домой. Остальные провожают его неодобрительными взглядами. Следующий день. В 18:00 тот же сотрудник снова выключает компьютер и уходит. Его коллеги продолжают работать и начинают недовольно шептаться. Новый день, та же история. К уходящему в 18:00 сотруднику подлетает коллега: «Как тебе не стыдно, мы сидим работаем, конец квартала, столько отчетов, нам тоже хочется вовремя домой, а ты такой единоличник». «Ребята, да я вообще в ОТПУСКЕ!!!» – отвечает тот».
Зумеры именно это не готовы терпеть. Я сама работала так в 18 лет и даже не находясь в отпуске уходила ровно в 18:00.
6 правил в работе с зумерами
Ставьте задачи четко. Зумерам нужны дедлайны. Лучше разбить большую задачу на подзадачи и установить время, когда каждая из подзадач должна быть выполнена. Внедряйте автоматизацию. Например, перенесите общение с клиентами в CRM, откажитесь от факса. Используйте зависимость от гаджетов. Например, если вам нужно найти что-то в интернете или настроить новый сервис, поручите эту задачу зумеру. Внедряйте геймификацию. Например, можно ввести систему грейдов (уровней). Через месяц продуктивной работы сотрудник получит больше интересных задач. Через три месяца – еще какую-нибудь привилегию. Развивайте систему наставничества. Зумеров воспитывали очень бережно, они нуждаются в заботе и внимании даже после выхода на работу. Помимо наставника, им нужен бадди (приятель, друг) – человек, который станет поддержкой на новом месте и поможет быстрее адаптироваться в коллективе. Занимайтесь непрерывным развитием. Например, отправляйте их на бизнес-мероприятия и поощряйте желание пройти дополнительные курсы.