Аэрофлот публикует финансовые результаты за третий квартал и девять месяцев 2020 года по РСБУ

ПАО «Аэрофлот» публикует финансовую отчетность по итогам третьего квартала и девяти месяцев 2020 года, подготовленную в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе.

Аэрофлот публикует финансовые результаты за третий квартал и девять месяцев 2020 года по РСБУ
© Гражданская авиация

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«По итогам третьего квартала 2020 года Группа «Аэрофлот» перевезла 10,1 млн пассажиров, из которых 3,8 млн перевезла авиакомпания «Аэрофлот». Постепенное восстановление объемов перевозок, прежде всего за счет внутреннего рынка, с учетом всех операционных и экономических сложностей работы авиации в существующих реалиях, можно считать финансово эффективным. Во-первых, положительную динамику в течение квартала показала пассажирская загрузка. Во-вторых, доходные ставки по авиакомпании «Аэрофлот» несмотря на рыночные факторы оставались на сопоставимом уровне с показателями прошлого года.

На фоне улучшения динамики пассажиропотока в третьем квартале ПАО «Аэрофлот» увеличило выручку против второго квартала на 34,4 млрд рублей, при росте себестоимости на 21,3 млрд рублей. В результате показатель валового убытка сократился на 13,1 млрд рублей. Эти данные наглядно показывают обоснованность нашего умеренного подхода к восстановлению емкостей, обеспечившего баланс между пассажиропотоком и финансовым результатом, а также результаты многочисленных оптимизационных инициатив и строгого контроля над затратами».

 

 

Комментарии по финансовым результатам 3 квартала и 9 месяцев 2020 года в стандартах РСБУ

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 оказало беспрецедентное влияние на мировую авиацию. После значительного снижения пассажиропотока по итогам второго квартала 2020 года операционные показатели третьего квартала продемонстрировали частичное восстановление за счет восстановления полетов по России и начала возобновления международных рейсов. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), российский внутренний рынок стал единственным среди крупных рынков, который полностью восстановил объемы перевозок уже в августе и по темпам восстановления опередил другие рынки.

 

В результате восстановления полетов на внутреннем рынке в третьем квартале пассажиропоток вырос более чем в четыре раза по сравнению со вторым кварталом, что позволило сократить совокупное падение показателя к уровню 2019 года с 90,6% во втором квартале 2020 года до 64,2% в третьем квартале 2020 года и соответственно до 59,1% по итогам девяти месяцев. 

 

Выручка за девять месяцев составила 176 950 млн руб. и снизилась на 58,1% к аналогичному периоду 2019 года. При этом в третьем квартале 2020 года выручка выросла более чем в 2,5 раза по сравнению со вторым кварталом и составила 55 246 млн руб. Снижение загрузки оказало давление на удельную выручку на кресло-километр несмотря на сопоставимый уровень доходных ставок (за девять месяцев 2020 года: +0,8% по сравнению с девятью месяцами 2019 года, за третий квартал 2020 года: +1,2% по сравнению с третьим кварталом 2019 года). Часть широкофюзеляжного флота продолжала использоваться для грузовых перевозок со второго квартала, в результате чего выручка данного сегмента в девяти месяцах 2020 года выросла более чем на 30%, поддержав тем самым финансовый результат периода.

 

Себестоимость продаж за девять месяцев 2020 года составила 253 224 млн руб., что на 38,6% ниже показателя за аналогичный период 2019 года. Снижение затрат обусловлено сокращением объемов работ, а также масштабными мерами по оптимизации затрат, принятыми менеджментом Компании.

 

Сокращение емкостей привело к снижению переменных затрат, зависящих от объема деятельности. В частности, снизились расходы на авиационное топливо, на обслуживание в аэропортах, а также на обслуживание пассажиров на борту. Постоянные производственные затраты также сокращались в результате внедрения дополнительных оптимизационных мер. Так, в связи с выбытием пяти воздушных судов, находившихся в лизинге у ПАО «Аэрофлот» по сравнению с сентябрем 2019 года, сократились расходы на лизинг. В связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению коронавирусной инфекции Компания продолжила выполнение дополнительных процедур предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов.

 

В результате оптимизационных мер Компании удалось обеспечить совокупное сокращение управленческих и коммерческих расходов на 38,6% за девять месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, включая расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, а также затраты на системы бронирования в результате снижения количества бронирований. 

 

По итогам девяти месяцев 2020 года чистый убыток составил 65,6 млрд руб., который был в основном обусловлен практически полной остановкой флота и операционной деятельности во втором квартале. Благодаря оптимизационным инициативам, а также восстановлению емкостей в строгой увязке с экономическим эффектом, чистый убыток в третьем квартале удалось снизить до 23,3 млрд руб. против убытка 26,2 млрд руб. во втором квартале.