Войти в почту

Литейное производство в России возрождается в формате малого и среднего бизнеса

На следующей неделе в Екатеринбурге соберутся представители литейной отрасли не только со всей России, но и их зарубежные коллеги: здесь пройдут XVIII Съезд литейщиков России, Форум литейщиков стран БРИКС и международная выставка "Литье-2024". Почему развитие этого направления так важно для всей отечественной промышленности, в первую очередь для машиностроения, и какие проблемы приходится решать, выяснял корреспондент "РГ".

Литейное производство в России возрождается в формате малого и среднего бизнеса
© Российская Газета

Когда-то литейные цеха были на каждом крупном машзаводе СССР, но за последние 30 лет большинство из них закрылось. Многократно снизившиеся после 1990-х потребности машиностроительного комплекса удовлетворяли оставшиеся единичные производства и импорт.

- Почему литейка просела? Потому что после советских времен произошло падение производства в машиностроении, стали массово завозить оборудование, машины из-за границы. Сейчас мы вернулись к тому, что необходимо импортозамещение. Чем лучше будет развиваться машиностроение, тем больше потребуется литья, - рассуждает вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Руслан Щеглов.

В первом полугодии 2024-го, по данным "РИА Рейтинг", металлопотребление внутри страны выросло всего на 0,6 процента. При этом максимальный рост спроса на черные металлы наблюдался со стороны машиностроения - на 6 процентов. Это неудивительно, ведь в самом машиностроительном комплексе прирост производства составил 22 процента по отношению к аналогичному периоду 2023 года. Однако бодрую динамику в отрасли может затормозить нехватка литья.

- Если до 2022 года объемы производства литья в стране не превышали 4,5 миллиона тонн в год, то по итогам 2023 года мы вышли на 5,1 миллиона. Думаю, тенденция продолжится, потому что объем гособоронзаказа растет, - констатирует Александр Петров, зампредседателя профильного комитета Лиги оборонных предприятий Союзмаша.

Спрос на отливки увеличивается не только со стороны ОПК: санкции заставили ускорить импортозамещение в энергетике, станкостроении и производстве другой продукции

Спрос на отливки увеличивается не только со стороны ОПК: санкции заставили ускорить импортозамещение в энергетике, станкостроении и производстве другой высокотехнологичной продукции. При этом рассчитывать на привозное литье, даже из вроде бы дружественного Китая, сегодня просто небезопасно.

Впрочем, лить слезы по поводу утраченного советского наследия тоже не стоит: любой завод, как человек, стареет и однажды умирает, рождаются новые технологии и новые предприятия - это нормальный процесс, считает профессор кафедры литейного производства и упрочняющих технологий института новых материалов и технологий Уральского федерального университета Аркадий Финкельштейн.

По данным экспертов, несколько крупных машиностроительных корпораций страны все же сохранили собственные литейки и сейчас их развивают (как правило, эти цеха работают на все предприятия холдинга). Кроме того, в последние годы в стране реализованы новые проекты в Калининграде, Загорске, Воронеже. В прошлом году, например, современное сталелитейное производство проектной мощностью 35 тысяч тонн в год запущено на Южном Урале (в Кыштыме). Но в первую очередь в этой сфере активно развивается малый бизнес, скажем, в Свердловской области сегодня около 60 малых и средних литейных предприятий, которые работают на машиностроение, в том числе на ОПК, отмечает Александр Петров.

- С мелким литьем проблем вообще нет: возникло много малых предприятий, которые вполне удовлетворяют спрос. Качество у них нисколько не ниже, чем у больших, а может, даже выше, - считает профессор кафедры литейного производства УрФУ Евгений Фурман.

В основном проблемы у машиностроителей возникают с крупнотоннажным литьем - заготовками для горнодобывающей техники (шагающих экскаваторов, шаровых мельниц), железнодорожного транспорта, энергомаша, станкостроения. Например, отливку весом более 50 тонн в состоянии изготовить лишь два российских предприятия - Ижорский завод и "Петрозаводскмаш".

Интересно, что русские предприниматели и тут находят выход. Так, на уральском малом предприятии, когда поступил заказ из Китая на 5-тонную отливку, решили вопрос просто - слили в ковш расплав из двух небольших печей. И утверждают, что подобным образом можно задействовать и пять печек.

- Почему к нам на Урал сейчас едут заказчики из Азии? Мы умеем делать очень качественное литье, мало где в мире так могут. Печку поставить несложно, но нужны специалисты, - говорит Руслан Щеглов.

Аркадий Финкельштейн подтверждает: в России есть профессионалы, в совершенстве владеющие литейными технологиями, более того, при необходимости они могут воспроизвести практически любую зарубежную отливку с помощью обратного инжиниринга. Хотя пресловутая кадровая проблема в этой отрасли, конечно, тоже есть. Но, как считают преподаватели УрФУ, это вопрос не к системе образования, а скорее к менеджменту: прежние подходы, когда каждое предприятие имело собственные КБ и заготовительные производства, неэффективны, поскольку невозможно обеспечить полную загрузку мощностей и людей. Мировая практика - это специализированные компании, в данном случае инжиниринговые и литейные, выполняющие заказы большого количества машиностроительных предприятий.

- Тех специалистов, которых мы выпускаем, при работе на аутсорсинге будет вполне достаточно для решения задач и малого, и крупного бизнеса, - уверен Финкельштейн. - Например, во Фрайберге, где самая первая кафедра литейного производства в мире, выпуск инженеров для Германии составляет всего два человека в год (в основном там учатся иностранцы). На нашей кафедре в УрФУ - четыре.

Более остро для литейщиков стоит проблема оборудования. Долгие годы предприятия покупали его в Европе, теперь это обернулось большими рисками: с одной стороны, производители могут удаленно заблокировать "умную" печь, с другой - технология изначально спроектирована под определенные импортные материалы, на отечественных она просто не работает, а подбор новых - процесс сложный и долгий, поясняет Евгений Фурман.

Линии для крупного, вакуумного, литья в песчано-глинистые и холоднотвердеющие смеси в России не выпускает никто

С импортозамещением литейного оборудования тоже все невесело. Его уровень у нас всегда был существенно ниже, чем в Великобритании или Германии, ну а за последние 30 лет его почти перестали выпускать. Например, формовочное оборудование в России сегодня делает всего одно предприятие, заказы у него расписаны на полтора года вперед. Заводы "Рэлтек" в Екатеринбурге, "Сибэлектротерм" в Новосибирске производят печи и даже экспортируют их. "Амурлитмаш" в Комсомольске-на-Амуре, завод АКС в Санкт-Петербурге и другие компании изготавливают отдельные узлы и даже комплектные линии, но в основном для производства относительно небольших деталей. А вот линий для крупного, вакуумного, литья в песчано-глинистые и холоднотвердеющие смеси в России не выпускает никто. По словам экспертов, создание современного конкурентоспособного отечественного оборудования - вопрос не пары лет, а одного-двух десятков, к тому же требующий значительных вложений в науку и организацию производств.

- Пожалуй, главная проблема отрасли - недофинансирование. Литейное производство - это дорогостоящее оборудование, большие цеха с высокими пролетами, мощные грузоподъемные механизмы, то есть серьезные капиталовложения. Но при сегодняшних ставках окупить коммерческие кредиты нереально, - говорит Александр Петров.

И хотя малый бизнес в этой сфере успешно развивается, все же, по мнению литейщиков, без помощи государства ему не справиться. Изменить ситуацию могли бы льготные кредиты и налоговые преференции (такие предложения Союзмаш совместно с Союзом МСБ Свердловской области направил в Государственную думу), а также поддержка научных и образовательных проектов.

- Сейчас все оборудование наукоемкое, требуется постоянное обновление. Во многих странах с модернизацией производств бизнесу помогает государство. В Китае, например, кредиты на эти цели выдают под один процент, а если компания еще и развивает науку, расходы ей возмещают полностью. У нас таких программ для гражданского машиностроения и для МСБ нет, - резюмирует Руслан Щеглов.

Комментарий

Анатолий Филиппенков, президент Уральской ассоциации литейщиков:

- Сейчас мы фактически потеряли западные рынки, но это не страшно, ведь для нас открываются рынки быстро растущих держав с огромным потенциалом - Китая, Индии и других. Но пока взаимодействие со странами БРИКС затрудняет отсутствие общих норм и регламентов. В частности, различия в таможенных требованиях существенно задерживают и усложняют транспортировку товаров. Есть подвижки в сфере налогообложения, но все же многие вопросы, связанные с различиями в налоговых режимах, до сих пор не решены. Возникают проблемы с оплатой за поставленные товары, услуги и т. д. Примером выработки общих правил игры могут стать нормы, действующие в рамках Таможенного союза и СНГ.