Железнодорожные перевозки в России с декабря подорожают. Тарифы на транспортировку грузов с 1 декабря вырастут почти на 14%, на пассажирские перевозки — чуть более чем на 11,5%, пишет газета «Коммерсантъ». Провести индексацию предложили в ОАО «РЖД», объяснив это необходимостью исполнения обязательной инвестпрограммы на 2025 год.
Предусмотрена индексация отдельных тарифов, в частности увеличение на 10% стоимости перевозки порожних вагонов, а также на 5% вырастет ставка на транспортировку контейнеров и минерально-строительных грузов с 1 января. Решение не коснется перевозок нефтепродуктов. Саму ситуацию связывают с поэтапным сокращением ранее предоставленных преференций. О том, как повышение тарифов скажется на логистической отрасли и стоимости товаров, говорит генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «У нас в течение 2024 года было стандартное повышение, индексация тарифов, однако в сентябре тарифы подняли на вывоз контейнеров из Владивостока сразу на 30% для 20-футовых и 40-футовых контейнеров. Это поднимали не РЖД, это поднимали операторы, и все это мы связывали с тем, что высокий ажиотаж, большой спрос на необходимость вывоза контейнеров. На ситуации все решили хорошо подзаработать, тарифы до сих пор держатся высокими, и срок ожидания вывоза контейнеров составлял и составляет в среднем 20-30 дней из порта Владивостока. Сейчас есть две информации, одна непубличная, что вроде как в декабре хотят снизить тариф на вывоз из Владивостокского морского торгового порта в пределах 3-4%, вроде как идут такие разговоры. Однако с 1 января РЖД будут индексировать примерно на 14%, соответственно, цены на перевозку контейнеров вырастут еще на 14%. Сейчас очень сложно сказать, останутся они такими высокими или еще вырастут на 14% либо они скорректируются в пределах той стоимости, которая сейчас есть. На чем это может отразиться? Это уже очень сильно отражается на себестоимости перевозок, потому что с апреля по текущее время примерно в 2,5 раза выросли ставки морского фрахта, выросли ставки железнодорожного фрахта, который отвечает за прямую доставку ускоренными контейнерами, поездами из Китая, логистика хорошо подросла, поэтому себестоимость растет. Грузовладельцы негодуют, потому что логистические операторы вынуждены повышать стоимость. Для них это все высокая себестоимость, они пытаются это каким-то образом заложить в себестоимость товара, она и так не низкая, потому что есть проблемы еще и с оплатой, поэтому себестоимость товара повысится в среднем на 2-3,5%».
В пассажирских перевозках более чем на 11,5% проиндексируют весь регулируемый сегмент — плацкартные и общие вагоны. В нерегулируемом — купе, СВ и люксовых вагонах — принадлежащая ОАО «РЖД» Федеральная пассажирская компания повысит тарифы по своему решению. Полученные средства планируется направить в том числе на новый подвижной состав. О том, что изменится для пассажиров, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России, гендиректор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин:
Сергей Ромашкин вице-президент Ассоциации туроператоров России, генеральный директор турфирмы «Дельфин» «Это ожидаемое повышение, и все логистические услуги дорожают. 11% — это средний процент увеличения пассажирских тарифов, он включает регулируемый и нерегулируемый сегмент, 11% — не так много, если все-таки цены на билеты вырастут именно на такую величину. В этом году рост несколько выше, около 15%, поэтому можно говорить, что рост цен замедляется, это хорошая новость для туристов и тех, кто пользуется услугами РЖД. На самом деле, там еще есть динамическое ценообразование на ряд поездов, и часто мы видим, что среднее удорожание 11%, а в динамике цифра может достигать больших значений — 15-20%. Как авиакомпании, так и РЖД часто применяют динамические тарифы на целый ряд популярных направлений. Летом были популярны направления Москва — Анапа, Москва — Симферополь. Где не хватало билетов, там купе стоили 6-7 тысяч рублей в одну сторону, 11-процентное удорожание — это будет 600-700 рублей в следующем году. Судя по тому, что билетов не хватало все лето, на популярных маршрутах туристов устраивала цена. Поэтому я не ожидаю замедления спроса, 600-700 рублей — это разумное удорожание. Здесь проблема не в том, что билеты чрезвычайно дороги, а в том, что транспортные и туристические сезонные потоки. И часто мы видим, что, несмотря на это удорожание, нет возможности перевезти всех желающих, а в низкий сезон, когда туристические потоки малы, цена билетов устраивает, но мало кто ездит. Возможно, что дальнейшее развитие этой истории с тарифами — это динамический рост цен в высокий сезон и более существенное снижение в низкий сезон».
Согласно данным Росстата, средняя стоимость проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда дальнего следования по итогам первой половины 2024 года увеличилась на 23% по сравнению с прошлым годом. Цена составила 287 рублей за 100 километров пути. Стоимость поездки в плацкарте фирменного поезда выросла на 17%, в купе — на 16%.