Новости о том, что гранды мирового автопрома готовятся к жестким мерам экономии в последние месяцы, появляются стремительно. Так, в 8 ноября стало известно, что немецкая автокомпания Audi готовится сократить 4,5 тыс. рабочих из-за сильного снижения продаж, пишет агентство Reuters. Прибыль Audi упала рекордно - на 91% - с 1,2 млрд евро за III квартал 2023 года до 106 млн за аналогичный период этого года. Аналогичные планы у японского автогиганта Nissan, который намерен уволить 9 тыс. сотрудников заводов из-за снижения продаж и убытков. Гендиректор Nissan Макодо Учита, представляя результаты завершившегося в сентябре финансового квартала, заявил, что Nissan сократит 6% от коллектива, насчитывающего 133 тыс. человек. Глава компании также пообещал, что его зарплата будет урезана на 50%, аналогичные финансово-дисциплинарные меры коснутся и других членов руководства японской фирмы. Финансовые показатели снизились и у немецкого концерна BMW, который заявил о снижении оборота ниже прогнозных показателей. По итогам III квартала этого года выручка баварского автопроизводителя снизилась до €32,41 млрд против €38,46 млрд - ~на 16% год к году~. Реальные результаты BMW оказались на €0,9 млрд ниже, чем обнародованный ранее консенсус-прогноз. Мировые продажи автомобилей марки BMW и входящих в этот концерн Mini и Rolls-Royce снизились в прошедшем квартале на 13%, до 541 тыс. машин. Снижение оборота на 27% зафиксировала и итало-американская мегакорпорация Stellantis (объединила автоконцерны Fiat-Chrysler и Peugeot-Citroen). Его выручка по итогам III квартала также оказалась ниже прогнозируемой и составила €33 млрд, а продажи автомобилей по всему миру снизились на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала года стоимость акций Stellantis упала на 41%. Даже самый крупный автоконцерн мира - японская ~Toyota - в среду 6 ноября отчиталась о первом за два года падении квартальной прибыли~ из-за снижения продаж и проблем с выпуском автомобилей на двух наиболее важных рынках — в Японии и США. Это сильно замедлило недавний рост японского автопроизводителя, уточняет Reuters. Рабочие бастуют На фоне намерения руководства Volkswagen закрыть минимум три завода в Германии и сократить десятки тысяч рабочих мест рабочие немецкого автогиганта провели серию забастовок. Одна из них состоялась в Оснабрюке, где расположено предприятие, находящееся в зоне наибольшего риска. ~В предупредительной акции под эгидой профсоюза IG Metall приняли участие 250 человек. К ним присоединились сотрудники BMW и крупнейшего немецкого производителя автокомпонентов Bosch, который также страдает от недостатка спроса на автокомпоненты.~ Руководство Volkswagen зафиксировало по итогам квартала падение прибыли на 42%, до трехлетнего минимума, и призвало работников согласиться на сокращение зарплат на 10% в рамках мер по борьбе с убытками, пишет Reuters. Переговоры между руководством концерна и профсоюзами продолжатся 21 ноября, закрытие заводов в Германии остается на повестке дня. Худший результат со времен пандемии В Китае, на крупнейшем авторынке мира, основные немецкие автопроизводители продемонстрировали в III квартале 2024 года худший результат со времен пандемии коронавируса, сообщает Bloomberg. По сравнению со II кварталом ~продажи BMW в Китае упали на 30%, у Mercedes-Benz - на 13%~ из-за низкого спроса на самые дорогие модели S-Class и Maybach, ~у марки Volkswagen - на 15%, а у Porsche - на 19%.~ За последние пять лет совокупная доля немецких автоконцернов на китайском рынке упала с четверти до 14%, а в сегменте электромобилей она еще меньше: машины немецких брендов занимают всего 10% местного рынка, доминируют в Китае электромобили местного производства. В связи с низким спросом на электромобили Audi в Китае компания уже приняла окончательное решение закрыть свой завод в Брюсселе, где собираются, в частности, кроссоверы Q8 e-tron. Завод в столице Бельгии работал с 1949 года. Модельный ряд сокращать К нынешнему сложному финансовому состоянию ведущих мировых автопроизводителей привел ряд факторов, включая жесткую конкуренцию с китайскими автопроизводителями, снижение продаж машин в Европе и высокие затраты на разработку электрических автомобилей при низком спросе на них, объясняют эксперты. "Если говорить про "большую немецкую тройку", то я думаю, что они справятся с ситуацией. ~С высокой долей вероятности они опять уйдут в реальный премиум.~ Они много лет захватывали более низкий сегмент доступными моделями, но потребитель этих машин в Европе понес наибольшие потери в благосостоянии", - отмечает в беседе с "Газетой.Ru" основатель проекта "Автомаркетолог" Олег Мосеев. Продажи таких моделей, как Mercedes A-Class и B-Class, Audi A1, A2, A3 и BMW 1 Series, 2 Series, в нынешней ситуации снизились сильнее всего, добавляет он. На китайском рынке европейским автопроизводителям трудно конкурировать с местными компаниями прежде всего в сегменте электромобилей: ~более 50% рынка тяговых батарей находится под контролем Китая,~ приводит пример он. "Кроме того, тайно или явно, китайское правительство субсидирует своих автопроизводителей, в результате цена машин получается доступнее, чем у конкурентов", - заключил Мосеев. Нужны деньги со стороны Столкнувшимся с трудностями европейским автогигантам потребуется государственная поддержка, полагает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. "Без государственной поддержки, реструктуризации или продажи части активов более сильным игрокам европейцы вряд ли обойдутся. ~Многие автогиганты еще не оправились от пандемийного кризиса, плюс бесконечное необдуманное давление "зеленой" повестки.~ У многих проблемы в Китае, дорожающие энергоносители и проседание продаж в Европе", - перечисляет Кадаков причины кризиса в европейских и японских автокомпаниях в беседе с "Газетой.Ru". По его мнению, европейским автопроизводителям придется избавляться от убыточных активов и больше кооперироваться друг с другом для совместной разработки агрегатов. Снижение продаж зарубежных брендов в Китае объясняется тем, что китайцы стали чаще покупать машины национальных автокомпаний, причем больше всего это касается электромобилей, разработка и выпуск которых в Китае активно субсидируются государством. "В первую очередь эти машины доступнее. ~Психологический фактор в том, что жители Китая выбирают китайские машины, тоже есть~ - может быть, это патриотизм или просто мода – желание показать, что ты купил отечественное", - заключил Кадаков.