Айрат Шафигуллин: "Надо, чтобы ты уже не мог договориться с заказчиком "по дружбе"
Глава Татарстанского УФАС — о росте числа предприятий в реестре недобросовестных поставщиков и громких делах года
Под занавес 2024-го татарстанская антимонопольная служба подводит итоги не только года, но и минувшего 20-летия ведомства. О том, как с нулевых в республике изменилась конкуренция, какие дела больше всего запомнились и какие предложения регионального управления оказали влияние на ситуацию на российском рынке в целом — в эксклюзивном интервью "Реальному времени" рассказал руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин. Сегодня наше издание публикует первую часть беседы.
Когда для решения проблемы возбуждать дело необязательно
— Айрат Радинович, хотелось бы начать разговор по следам недавно нашумевшей истории с подорожанием сливочного масла.
— Мы уже начали этот вопрос рассматривать, он, кстати, совсем не однозначный! Существует конфликт интересов между производителями сырья — молока, переработчиками и розницей. Когда закупочная цена низкая, жалуются производители, когда она поднимается — жалуются переработчики. А розничная торговля, которая реализует продукцию, поднимает цены. И антимонопольная служба следит за тем, чтобы и те, и другие, и третьи увеличивали цены, имея на то обоснование. Разбираемся, в чем причина роста — она же может быть объективной, например, имеется сезонность, повышение спроса на продукцию. Так, яйца традиционно дорожают на Новый год и к Пасхе… Мы все это отслеживаем. И надо понимать, что сезонный рост цен нельзя расценивать как нарушение антимонопольного законодательства.
— Но это вряд ли утешит конечного потребителя, который вынужден платить сегодня за масло на 30—40% больше, чем вчера.
— Сейчас мы совместно с Министерством промышленности и торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия рассматриваем вопрос заключения соглашения о контроле цен между розничными сетями, переработчиками молока, его производителями и органами исполнительной власти Республики Татарстан на некоторые продукты. Речь идет в первую очередь о сливочном масле, молоке и хлебе. Надеюсь, что в ближайшее время будет результат этой работы. Представители торговых сетей, во всяком случае, не изъявили несогласия с нашим предложением заключить такое соглашение.
— Получается для решения проблем с ценами не обязательно возбуждать антимонопольное дело?
— Так дело обстоит не только с ценами. Возьмем для примера ситуацию с газификацией и догазификацией — во многих российских регионах подразделения "Газпрома" не справляются с поставленными задачами, а у нас, благодаря взаимодействию исполнительной власти республики, антимонопольной службы, Госкомитета РТ по тарифам и "Таттрансгаза", количество нарушений и негатива по этому поводу гораздо меньше. "Таттрансгаз" с поставленной задачей справляется, благодаря указанной совместной координации. Хотя в случае догазификации СНТ, где дороги узкие, проложить трубы с соблюдением всех норм непросто, так что мы ожидаем жалоб и понимаем, что эти проблемы еще предстоит решать. Расчет на то, что наше подразделение "Газпрома" настроено выполнить поставленные перед ним задачи.
"Мы напомнили, что Новый год бывает ежегодно"
— Что вы считаете первоочередной задачей?
— Контроль за соблюдением закона при осуществлении государственных и муниципальных закупок, рассмотрение обращений участников этих процессов, не согласных с результатами или с организацией процедуры торгов. Здесь мы добились существенных успехов. Например, помните историю с новогодней елкой в Казани в 2021 году, которую сначала нарядили, а потом объявили конкурс?
Мы тогда напомнили заказчику, что Новый год бывает ежегодно, и конкурентные процедуры на подготовку города к Новому году никто не отменял. С тех пор елку в Казани наряжают в правильном порядке: сначала торги, а потом украшения.
Безусловно, важны вопросы недобросовестной конкуренции на товарных рынках и рекламы, с которой каждый человек сталкивается. Самые распространенные нарушения — спам, который приходит на телефоны — СМС-сообщения, звонки. Жалоб достаточно много и чаще всего на финансово-кредитные учреждения.
Есть еще значительная часть дел, касающихся деятельности естественных монополий — вопросы несанкционированного отключения воды, электроэнергии, тепла, либо проблемы подключения. Я раньше и не думал, что на отключение воды — чисто коммунальную, казалось бы, проблему, можно пожаловаться в УФАС. А люди нам об этом часто пишут. Ну и самая распространенная причина обращений — рост цен на продукты питания и топливо.
— Вы сами отслеживаете нарушения в области госзакупок?
— Отследить одномоментно все проводимые в регионе закупки — нереально: коллектив у нас небольшой, поэтому мы в основном работаем по поступающим в наш адрес обращениям.
— А можете перечислить ключевые антимонопольные дела Татарстанского УФАС в 2024 году?
— Самым большим нарушителем антимонопольного законодательства в 2024 году у нас оказался регоператор УК "ПЖКХ". По вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами мы за последние два года вынесли девять решений и только штрафов наложили на эту компанию порядка 25 миллионов рублей. Проводили очень плотную работу с тарифным комитетом, и благодаря этому регоператоры серьезно улучшили оборот твердых коммунальных отходов в республике. Проблемы, возможно, были не так заметны в Казани, они больше касались дачных поселков и сельской местности. Сейчас у нас осталось только 40 населенных пунктов, откуда не вывозятся ТКО. И нашими усилиями прекращена практика начисления платы регоператорами за не оказанную услугу в ряде населенных пунктов.
Вместе с тем отмечу, что это вопрос, решение которого требует активного участия как регионального Министерства строительства, так и муниципальных районов, а не только регоператоров.
"Все ринулись за госзаказом, не думая, как его выполнять"
— Татарстан часто выступает первопроходцем во многих областях. А с какими инициативами выступала в последнее время республиканская антимонопольная служба?
— В рейтинге территориальных органов ФАС России наш территориальный орган занял прочное место среди лидеров. На проходившей в конце сентября в Марий-Эл конференции мы внесли ряд предложений, направленных на то, чтобы такая мера антимонопольного реагирования как включение в реестр недобросовестных поставщиков, становилась еще более неудобной для тех, кто участвует в госзакупках и при этом ведет себя недобросовестно.
Одно из предложений состоит в том, чтобы информация из реестра недобросовестных поставщиков поступала напрямую в ЕИС, и компании, внесенные в РНП, уже автоматически не могли принимать участие в госзакупках. Другое наше предложение рассмотреть возможность увеличения срока нахождения в РНП. Например, для тех кто систематически не исполняет взятые на себя обязательства. Отмечу, что руководитель ФАС России Максим Шаскольский озвученные нами предложения принял во внимание.
— А просто вносить недобросовестных поставщиков в этот реестр недостаточно?
— Реестр недобросовестных поставщиков — сильный механизм, но надо сделать так, чтобы, угодив в него, ты уже не мог договориться с заказчиком "по дружбе".
Сейчас антимонопольная служба готовит обращение в налоговую инспекцию, чтобы такие предприятия несли еще и имиджевые потери. К сожалению, за последние два года количество предприятий, особенно малого бизнеса, которые ведут себя недобросовестно и которых мы вынуждены включать в РНП, значительно увеличилось.
Все ринулись за госзаказом, не думая при этом о том, смогут ли они этот государственный заказ выполнить.
— Так ведь и госзаказчики грешат, стараются дать заработать "дружественным" подрядчикам.
— Конечно, так бывает, и мы их наказываем, но все же отмечу, что заказчиков тоже надо защищать, потому что они оказывают услуги населению. К примеру, недобросовестные поставщики заключили контракты и не привезли вовремя лекарства в больницу или питание в дома-интернаты. Не обеспечили своевременную доставку — значит, не накормили пожилых людей и детей, не оказали помощь пациентам. Заказчик в таких случаях думает о том, что ему для качественного оказания услуги нужен проверенный поставщик. Вот почему нельзя однозначно говорить о том, что нужно безоговорочно поддерживать малый бизнес — бизнес, который заходит на конкурентные процедуры, тоже должен быть ответственным. И я считаю, если нарушение совершается преднамеренно или неоднократно, наказание должно быть строгим.
Приведу пример из нашей практики. При подготовке к текущему отопительному сезону детская поликлиника №4 Казани и Межрегиональный клинико-диагностический центр столкнулись с недобросовестностью подрядчика, который должен был провести опрессовку и промывку отопительной системы. Медучреждения провели закупки, где победителем стал индивидуальный предприниматель из Удмуртии. Однако ни в детской больнице, ни в МКДЦ необходимые работы так и не были проведены. Оба заказчика расторгли заключенные с предпринимателем договоры и направили нам сведения о включении поставщика в реестр недобросовестных.
Здесь мы наблюдаем ситуацию, когда из-за недобросовестных действий поставщика под угрозой оказался запуск тепла на социально-значимых объектах. Если такие работы не провести своевременно в зоне риска окажутся дети и пациенты медицинского центра. Нами было принято решение включить сведения о предпринимателе в РНП, ограничив ему на ближайшие два года доступ к государственным закупкам. Возвращаясь к тому, что уже было сказано: бизнес, заходя на подобные закупки, должен понимать, что несёт ответственность за те обязательства, что он на себя взял.
"Деньги в казну возвращаются"
— Как часто вы сталкиваетесь со сложнодоказуемыми нарушениями — когда, на взгляд обывателя всё предельно ясно, а с точки зрения закона претензии к нарушителю обосновать не получается?
— К сожалению, есть и такие дела. Очень сложно доказать картельные сговоры. Раньше мы довольно легко доказывали существование договоренности между участниками торгов. К примеру, когда несколько предприятий подавали заявки на конкурс с одного IP-адреса, суды принимали это как доказательство при рассмотрении жалоб на принятые нами решения. Сейчас одним-двумя такими доказательствами не обойтись.
Нарушители стали осторожнее, с одного IP-адреса уже никто не торгуется. И документарных доказательств сговора его участники тоже не сохраняют, переписку в компьютерах между собой не ведут — конспирируются.
— Как вы выходите из положения?
— Ведем очень плотную совместную работу с правоохранительными органами. Они предоставляют нам материалы оперативно-розыскной деятельности, мы им — свои заключения или результаты дел о нарушении антимонопольного законодательства. Например, сейчас в Вахитовском суде Казани рассматривается уголовное дело в отношении сотрудника Минобрнауки РТ. Оно было возбуждено в результате совместных действий Татарстанского УФАС и МВД. Суть нарушения в том, что предпринимательница, создавшая большое количество предприятий, сподвигла работника министерства на незаконные действия при закупке оргтехники, и в результате ее закупали только через "свои" предприятия.
— Но этот случай из разряда единичных, а сколько сговоров, надо думать, остаются по разным причинам недоказанными.
— Нет, на самом деле их количество сокращается. Дело в том, что штрафы за это нарушение огромные, их размер зависит от оборота предприятия — от сотен тысяч рублей до сотен миллионов. И руководство предприятий понимает, какую цену можно заплатить за сговор.
— Очень часто обыватели рассуждают так: предприятие за нарушение заплатило штраф, но результаты проведенного с нарушениями тендера никто не отменял, деньги вернуть липового победителя не заставил, и эта компания все равно осталась в выигрыше.
— Деньги в казну возвращаются, но уже в виде штрафа. Буквально на днях, на последнем совещании с участием руководства ФАС России, обсуждался вопрос возврата денег. И сейчас прорабатывается механизм возмещения суммы контракта через суд. Полагаю, скоро он заработает. Я думаю, что это будет еще одной мерой, которая отпугнет недобросовестных участников госзакупок.
Нарушения нет, а проблема есть
— Вы говорите, к вам часто обращаются граждане с жалобами на высокие цены на отдельные товары, отключения коммунальных ресурсов, недобросовестную рекламу банков и так далее. Всегда ли вы можете помочь им и наказать нарушителей?
— Помните, во время ковида в сетевых магазинах взлетели цены на лимоны и имбирь, которые продавали по 3 тысячи рублей за килограмм? Мы тогда выяснили, что имело место недобросовестное поведение сетевиков, но потом материалы передали в центральный аппарат ФАС России, поскольку речь шла об общероссийском масштабе. Доказать нарушение оказалось несложно: была запрошена информация о таможенных пошлинах на эти продукты из Китая, и они оказались весьма скромными. Затем проверили динамику цен у китайских поставщиков до и после роста спроса на лимоны и имбирь — выяснилось, что цены практически не менялись. И в итоге сети цены быстро сбавили, а нарушители были привлечены к ответственности.
Но, к сожалению, бывает так, что мы не можем доказать нарушение, либо его нет с точки зрения закона. Но проблема-то есть! Мы видим, что цена растет — и начинаем работать с сетевиками, предупреждая возможные нарушения законодательства с их стороны.
— Это работает?
— Не всегда. Иногда приходится проводить работу по внесению изменений в нормативные акты, как это было в истории с регоператорами по обращению с ТКО. Или вот пример: много лет назад при оформлении кредитного договора, под страхом, что кредит не дадут, человек и согласие на рекламные звонки и СМС-сообщения давал, и на дополнительные услуги автосалона или банка подписывался, покупал "обязательную" страховку. А сейчас это называется навязывание, и это незаконно, и мы по обращению покупателя можем подключиться.
В 2021—2022 годах в Татарстане работали тольяттинские автосалоны, на которые к нам поступало очень много жалоб на недостоверную рекламу, обманные действия, навязывание дополнительных услуг. Они меняли адреса, названия. Это была развитая сеть, она действовала также в Башкирии, Иркутской, Тюменской и Самарской областях. Но в конце концов нам удалось пресечь нарушения. Сейчас на автодилеров нам никто не жалуется, и мы расцениваем это как победу в борьбе.
— Вы боретесь с СМС-спамом, рекламными звонками, и сейчас Татарстанское УФАС рассматривает несколько десятков таких дел. А бывает, что распространителя рекламы невозможно наказать?
— К сожалению, люди сами часто забывают, что давали согласие на обработку своих данных и на получение рекламной информации. В таких случаях реклама распространяется законно. А согласие не имеет срока давности, если в договоре не был указан срок его действия, — даже если вы его подписали 20 лет назад.
— И что делать?
— Направить в банк заявление об отзыве данного вами согласия.
(продолжение следует)