Войти в почту

Аутсорсинг: что это такое, зачем он нужен. Плюсы и минусы, виды и примеры

В 2024 году мировой рынок аутсорсинга оценили примерно в 92,5 миллиарда долларов (почти 9 триллионов рублей). По оценкам компаний, эта бизнес-практика помогла им снизить затраты на 15-30 процентов. Действительно, аутсорсинг, при котором компания передает свои задачи стороннему подрядчику, позволяет экономить деньги, время и ресурсы. Но у этого способа организации работы есть недостатки: как для отдельной компании, так и для экономики. «Лента.ру» рассказывает про плюсы и минусы аутсорсинга, зачем такая практика нужна бизнесу и насколько она популярна в России.

Аутсорсинг: что это такое, зачем он нужен. Плюсы и минусы, виды и примеры
© Lenta.ru

Что такое аутсорсинг

Аутсорсинг — это бизнес-практика, при которой компания нанимает стороннюю организацию для выполнения услуг или создания товаров. Компании обычно используют аутсорсинг, чтобы сокращать расходы. Причем этот метод может применяться в самых разных сферах — от поддержки клиентов до производства и бэк-офиса.

Аутсорсинговые фирмы привлекают к задачам собственных работников и технику, задействуют свои рабочие площадки и процессы.

Простыми словами, аутсорсинг — когда одна компания нанимает другую компанию и отдает ей часть своих задач

Термин «аутсорсинг» произошел от английского слова outsourcing — сокращения от outside resourcing (использование внешних ресурсов). Аутсорсинг как бизнес-стратегия набрал популярность в 1990-х годах, когда транснациональные корпорации стали все чаще прибегать к услугам третьих сторон для логистических и производственных функций.

Из-за экономических последствий практика аутсорсинга вызывает споры по всему миру. Противники считают, что из-за нее становится меньше рабочих мест внутри страны, особенно в производственном секторе. Сторонники утверждают, что аутсорсинг стимулирует бизнес распределять ресурсы там, где они наиболее эффективны, и поддерживает рыночную экономику.

В российском законе нет понятия «аутсорсинг». Бизнесу нужно заключать договор возмездного оказания услуг с аутсорсинговой компанией.

Отличия от аутстаффинга и фриланса

Аутстаффинг — это когда компания привлекает дополнительных сотрудников из другой организации, но не берет их в штат. Обычно так делают, когда в самой компании не хватает рук — например, если речь идет о большом проекте с горящим дедлайном.

По сути, при аутстаффинге компания берет чужих работников на время и сама создает для них рабочие места. Работодателем сотрудников остается организация, которая «одолжила» их

При аутстаффинге нужно ставить четкие задачи и контролировать исполнение точно так же, как и для обычных сотрудников. А вот аутсорсинг — обычно более сложная и комплексная работа. Сторонние исполнители получают целые проекты и отвечают за результат, то есть контролировать каждую их задачу не нужно.

Фрилансеры обычно работают в одиночку и выполняют разовые небольшие задачи — пишут статьи, переводят документы, устраивают фотосъемку

Фриланс — это не юридический, а скорее экономический термин. Он не используется в нормативных актах, отметил в разговоре с «Лентой.ру», основатель цифровой платформы для работы с самозанятыми «Консоль.Про» Михаил Провизион.

«Фрилансер — это обобщающее понятие для людей, которые не устроены по трудовым договорам в организации, а оказывают услуги или выполняют работы на основании договоров гражданско-правового характера. Они сами планируют рабочий день, выбирают и распределяют задачи, не уходят в отпуск и на больничный, а оплату получают не в определенные числа месяца, а по договоренности с заказчиком.

Чтобы взаимодействовать с контрагентами на законных основаниях, фрилансер должен в том числе выбрать для себя, как он будет платить налоги с доходов, полученных от фриланса», — подчеркнул эксперт.

В принципе, фрилансер вполне может сотрудничать с компанией-аутсорсером — как самозанятый, например Михаил Провизион основатель цифровой платформы для работы с самозанятыми

Пример разницы между аутсорсом, аутстаффингом и фрилансом Пиар-компания взяла новый проект — продвижение выставки в интернете. Для этого нужно писать статьи и посты в соцсети. Но у компании не хватает для этого копирайтеров — они заняты на других проектах. Пиарщики обращаются за помощью в агентство копирайтеров. Если они нанимают агентство, заказывают ему написать все статьи и посты «под ключ» и платят за готовый результат — это аутсорсинг. Если они «арендуют» у агентства несколько копирайтеров, которые во время выставки работают непосредственно на пиарщиков, ездят к ним в офис, берут у них задания и сдают тексты их сотрудникам — это аутстаффинг. Если они решили обойтись без агентства и сами нашли копирайтеров на время выставки — это фриланс. Причем копирайтеры, работающие в агентстве в первом и втором примерах, также могут быть фрилансерами.

Если обобщать, то аутстаффинг и фриланс можно назвать форматами аутсорса. Все это — работа внештатных сотрудников.

Польза аутсорсинга

Не нужно нанимать дополнительных сотрудников. Передавая работу на аутсорсинг, компания Социальный фонд России, давать отпуск и обеспечивать социальные гарантии. Экономия денег. Вытекает из первого пункта — компания платит фиксированную стоимость по договору, а не заработную плату каждому отдельному сотруднику. Ей не приходится покрывать инфляцию, выдавать отпускные и прочее. И экономят не только на сотрудниках, но и на инфраструктуре: например, не нужно покупать подписки на технологические сервисы, задействованные в работе, платить за интернет, коммунальные услуги и другие сопутствующие расходы. Возможность разделить задачи. Когда компания передает на аутсорсинг рутинные задачи, она может сосредоточиться на более важных проектах. Возможность работать круглосуточно. Нанимая подрядчика из другого часового пояса, компания может выйти за рамки восьмичасового рабочего дня. В некоторых сферах — например, при работе с клиентами из разных стран — важно предоставлять круглосуточное обслуживание. Помощь при пиковых нагрузках. В некоторых сферах нагрузка бывает сезонной: несколько месяцев тишины, а потом напряженный проект. Нанимать людей на аутсорсинг в таких ситуациях — подходящее решение для передачи части задач: с ними будет просто расстаться, когда проект закончится. К тому же аутсорсинг дает возможность штатным сотрудникам не отвлекаться от основной работы в такие периоды. Чужие опыт и экспертиза. Столкнувшись с задачей не по своему профилю, компания может нанять экспертов в этой области. Ей не придется тратить время и ресурсы на изучение новой области. Часто на аутсорсинг нанимают небольшие компании с узкой специализацией.

«Помимо очевидных вещей типа выгоды, скорости и оптимизации ресурсов, преимущество аутсорсинга заключается в том, что делегировать подрядчикам можно целые блоки работ, проведение которых собственными силами требует значительного объема ресурсов и фокусировки (выстраивание рабочих процессов, организация найма и так далее). Особенно это важно тогда, когда ресурс ограничен», — рассказал «Ленте.ру» основатель и директор сервиса автоматизации найма с AI-инструментами для HR-отдела Huntlee (резидент «Сколково») Юлиан Тырнов.

По его словам, на аутсорсинг можно отдавать целые блоки задач, которые не считаются для компании фокусными и стратегически важными.

Так бизнес избавляется от дополнительной работы и делегирует ее тем, для кого она профильная, кто будет контролировать качество, дедлайны и прочие договоренности, а также предоставит результат за адекватные деньги

Минусы аутсорсинга

Отсутствие контроля. Компания ставит аутсорсеру задачу и говорит, какой результат хочет получить. Она не контролирует внутренний процесс работы. Риски для безопасности. Чем больше людей извне получают доступ к корпоративной сети, базам данных и активам, тем выше угроза утечек, потери данных и других неприятных для бизнеса вещей. Проблемы с коммуникацией — заказчик и исполнитель взаимодействуют реже, чем начальник и подчиненный. Помешать коммуникации могут территориальная удаленность, разные часовые пояса, необходимость выяснять важные моменты дистанционно. В 2024 году многие компании уже привыкли работать с сотрудниками удаленно, но в каких-то сферах это может стать проблемой.

«Минусы аутсорсинга достаточно логично вытекают из плюсов. Исполнением и контролем работ занимаются сторонние люди, а вы, в свою очередь, контролировать процесс и результат не можете. Из-за этого могут проседать какие-то задачи, дедлайны, что-то может быть упущено», — добавил Юлиан Тырнов.

По его словам, если нанять на аутсорсинг профессионалов с большим релевантным опытом, то минусы сводятся к минимуму: при нормальной коммуникации и наличии обратной связи ошибки будут исправлены, а работа выполнена качественно.

По статистике, 84,2 процента мировых сделок по аутсорсингу заключаются в США, а выполняют их чаще всего в Индии, Китае и Малайзии. В США многие люди выступают против аутсорсинга, потому что он создает для других стран тысячи рабочих мест, которые могли бы достаться американцам. То есть компании платят меньше сотрудникам в Индии и получают больше прибыли, тогда как на родине растет безработица.

Виды аутсорсинга

Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) предполагает передачу вовне целых бизнес-процессов. Они могут быть не связаны с основной специализацией компании, но нужны для ее работы — чаще всего это HR и бухгалтерия. Профессиональный аутсорсинг — когда поставщику передают конкретные задачи, а не все бизнес-процессы сразу. То есть компания привлекает профессионалов с конкретной экспертизой, которой ей не хватает. Аутсорсинг разработки программного обеспечения — компания отдает вовне создание, обслуживание и поддержку программ, которые нужны ей для работы. Проектный аутсорсинг, когда сторонним исполнителям отдают отдельную часть работы — например, разработку сайта или системы автоматизации. У этого проекта есть конкретное техническое задание, бюджет и дедлайн. Когда работа готова, отношения между компаниями заканчиваются совсем или продолжаются на другом проекте. Аутсорсинг производственных процессов. Компания перекладывает процесс создания товаров на подрядчика. Этот вид аутсорсинга часто используется в создании электроники, автомобилестроении, фармацевтике и производстве потребительских товаров. Производители часто находятся в другой стране, и за счет более дешевого труда и сырья компания снижает свои затраты. Аутсорсинг процессов обработки знаний (Knowledge Process Outsourcing, KPO) — компания нанимает экспертов для важных и наукоемких задач, которые требуют высоких когнитивных навыков, аналитических способностей и знаний в конкретной области. Например, так заказывают маркетинговые исследования, анализ данных, помощь в юридических процессах.

Какие задачи чаще всего отдают на аутсорсинг

Информационные технологии (IT), особенно разработку софта Бухгалтерию Пиар и маркетинг Юридические услуги HR и рекрутинговые функции Обслуживание и поддержку клиентов

По словам Юлиана Тырнова, это самые популярные и востребованные направления аутсорсинга. Они не ограничены конкретными отраслями — бизнес в разных сферах так или иначе поручает что-то подрядчикам.

«Бизнес передает на аутсорсинг делопроизводство, бухучет, доставку, клининг. Бюджетные учреждения тоже пользуются аутсорсингом в этих сферах. Но уже в рамках госзаказа», — добавил Михаил Провизион.

Популярность аутсорсинга в России

Исследование Superjob.ru в 2023 году показало, что российский ретейл все чаще обращался к аутсорсингу. При этом 91 проценту компаний в этой сфере не хватало сотрудников. Чаще всего сторонних работников нанимали крупные компании, которым требовались работники на производстве, в логистике, на складах и в магазинах — словом, линейный персонал вроде уборщиков, грузчиков, продавцов и водителей.

Популярен аутсорсинг и в другой области, которая нужна каждому бизнесу, — в бухгалтерии. За тот же 2023 год рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг вырос на 15,9 процента — его объем оценили в 390 миллиардов рублей. А в IT только за 2022 год каждая третья компания стала чаще привлекать сотрудников через аутсорсинг, чтобы решить проблему с дефицитом кадров.

«Сейчас в России это растущий рынок. В условиях жесткого дефицита кадров — и синих, и белых воротничков — едва ли не во всех отраслях аутсорсинг становится все более востребованным. Мы работаем в IT и знаем, что только в этой отрасли не хватает где-то около полумиллиона человек. И так почти во всех более-менее интеллектуальных отраслях в России», — отметил Юлиан Тырнов.

По его оценке, нехватка кадров будет сильной и острой как минимум ближайшее десятилетие. Поэтому спрос на аутсорсинг сохранится на высоком уровне.

«Я вполне допускаю, что это приведет к тому, что аутсорсинг будет импортироваться, то есть каких-то людей будут привозить, будут отдавать задачи и блоки внешним компаниям, другим странам», — заключил специалист.

Примеры аутсорсинга в мире

Apple и производство. Компания передает производство своих продуктов вроде iPhone и MacBook на аутсорсинг тайваньским компаниям Foxconn и Pegatron. Такой подход позволяет Apple сосредоточиться на дизайне и инновациях, используя при этом опыт и ресурсы партнеров. Google и IT-услуги. Для развития своих многочисленных услуг и продуктов Google с 2016 года передает на аутсорсинг различные IT-функции, включая управление данными и поддержку клиентов. Во время пандемии ковида количество сторонних сотрудников Google даже превысило количество штатных работников. Marvel и спецэффекты. Яркий пример аутсорсинга — киноиндустрия. Крупные студии вроде Marvel, Warner Bros. и Sony отдают спецэффекты сторонним компаниям. Причем это настолько востребовано и конкуренция здесь настолько высока, что VFX-студии жалуются на низкую оплату труда при полной загруженности работой. Студию Marvel обвиняли в том, что ее подрядчикам приходилось работать по 60-80 часов в неделю, чтобы выполнить жесткие условия контрактов и успеть к дедлайнам.