Обновлено в 18:15
Большинство российских предпринимателей считают, что режим самозанятости является причиной оттока штатного персонала. Об этом ТАСС сообщил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, приводя результаты опроса среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.
Так, 78% респондентов воспринимают этот режим как причину оттока штатного персонала в условиях и без того критического дефицита кадров, а 38% — в качестве причины процветания недобросовестной конкуренции на рынке. Еще 29% считают его спорным экспериментом, отметил он.
При этом только 12% заявили, что самозанятые — нужный сегмент в экономике, а 8% назвали сотрудничество с ними удобным, уточнил Катырин. Business FM решила провести свой опрос отечественных предпринимателей. Как они относятся к специальному налоговому режиму для самозанятых?
Анна Солдаева, основатель онлайн-школы ЕГЭ Insperia:
«Я сама и многие мои коллеги активно работаем с самозанятыми. Это очень удобный формат для организации какой-то проектной деятельности. Например, малому и среднему бизнесу часто не нужен в штате дизайнер, или копирайтер, или верстальщик сайтов, и очень удобно на такой проект взять самозанятого. Как раз по всем правилам его оформить, заключить с ним договор, завершить проект, отпустить самозанятого дальше на все четыре стороны и при этом не платить очень большие налоги по ГПХ, если это какие-то единоразовые случаи. И это возможность для фрилансеров, которые пока получают не очень много, не открывать ИП, а работать с компаниями, получать свои деньги и жить счастливо. Честно говоря, я удивлена, что режим самозанятости вызывает отток сотрудников, потому что оформление в штат защищает самого сотрудника в первую очередь, и если он хочет работать постоянно и ему нравится компания, в которой он трудится, то как будто бы ему уходить незачем. Поэтому я бы задумалась об условиях труда, о зарплатах, которые платят коллеги из больших компаний, возможно дело в этом. Потому что, если все нравится, уходить в самозанятость странновато. Но для малого и среднего бизнеса это спасение, потому что малому и среднему бизнесу конкурировать с крупными компаниями и так очень сложно, и поэтому это хотя бы такая возможность немножко вырасти за счет экономии».
***
Роман Квиникадзе, сооснователь и гендиректор NappyClub — российского бренда товаров для малышей и мам:
— Это зависит от услуг, которые они оказывают. Конкретно для нас это услуги блогеров. Я помню, что было на рынке в 2015 году и далее, сейчас же ситуация принципиально другая: есть документооборот, есть понятные договорные отношения. Для нас это абсолютно нормальный, цивилизованный, я бы даже так сказал, процесс, который выводит из непонятной сферы целый большой пласт маркетинга, который по сути дела существует, его просто невозможно отрицать. Поэтому у меня отношение к этому вполне позитивное, для нас это, наоборот, создает нормальные отношения.
— У ваших сотрудников теоретически есть возможность стать самозанятыми?
— Если человек оформлен в компании, то это ему невыгодно, у него же тогда не будет социальных выплат. В теории, наверное, все возможно, а на практике невыгодно.
— Не возникало идеи взять в штат того же блогера?
— А зачем? Это же дороже. Мы, как правило, работаем несколько раз в течение квартала, зачем нам платить за это зарплату? Я бы не назвал это оттоком, я бы назвал это эффективностью, потому что в самозанятые переходят те люди, у которых есть предпринимательская жилка и желание зарабатывать больше на единицу времени. Если они находят инструменты и другие компании, которые готовы купить их услуги, по-моему, это для экономики хорошо.
***
Владелец московских салонов «Фея красоты» Алена Авраамова:
— Сейчас да, мы испытываем большую потребность в рабочей силе. Действительно, им проще и дешевле платить налог в размере 4% как самозанятым, уйти в свободное плавание. Особенно резко мы это ощутили после пандемии. Если раньше сотрудник приходил, мы говорили свои условия труда и они думали — соглашаться или нет, то сейчас приходят они, и мы выслушиваем, стараемся угодить, подстроиться под их правила, чтобы у нас только человек работал. Сейчас очень много сфер, не только сферы красоты закрываются только из-за того, что не хватает сотрудников.
— Есть ли какой-то способ борьбы с переходом в статус самозанятых?
— Мы попытались делать договоры, заключали все официально, но они не имеют силы. Если человек хочет уйти, он все бросает и просто уходит, мы здесь, к сожалению, бессильны. И сейчас очень много ведем всяких дискуссий. На бизнес-завтраках, на бизнес-встречах, на различных конференциях только один вопрос, и состоит он в том, как сохранить сотрудника. Но пока этот вопрос остается не совсем решенным. Каждый решает, пытается свои какие-то фишечки внести, но, к сожалению, пока это все безуспешно.
***
Анастасия Заика, соучредитель массажного салона «Вдоль и поперек»:
«В сфере услуг люди часто уходят на вольные хлеба, потому что это самый выгодный способ заработка. Поэтому, даже если человек оформлен официально, такие договоры мало кого останавливают, текучка все равно, как правило, большая, и хорошие специалисты и так и так могут уйти. Я считаю, что самозанятый — это неплохой способ для единичных ипэшников, которые открывают первый свой салон, потому что это минимум оформления, это супербыстро, суперудобно. Для больших салонов, наверное, это не очень хорошо. Фирмы, центры, которые действительно хотят привлечь квалифицированный персонал, делают это за счет предоставления большой зарплаты. Если они не могут предоставить хорошую зарплату, то, как правило, специалисты очень посредственные. Мало организаций, которые действительно вкладываются в обучение и вообще способны такое обучение дать, чтобы качественные услуги потом предоставить, и специалисты не все готовы обучаться. Поэтому я вижу решение вопроса в том, чтобы создавать для человека карьерный рост, потому что, как правило, на специалистах просто наживаются: они получают копейки с услуги, маленький процент. Двенадцатичасовые смены, десятичасовые смены для массажистов: представьте себе, что такое — каждый час принимать по человеку. По сути, это эксплуатация. Если ситуация не поменяется, конечно, люди будут уходить работать на себя. А кто хочет свое здоровье продавать за копейки?»
***
Ольга Добычина, сооснователь сети булочных и пекарен «Батон»:
«У меня такого не было, но я очень хорошо к этому отношусь. Потому что компания, на которую я в свое время работала наемным сотрудником, все наши столы, за которыми мы все вместе сидели, превратились в самостоятельные, потрясающие, креативные, успешные бизнесы. Это же рост человека, какая разница, пусть человек растет. У нас же нет крепостного права, когда человек закреплен какими-то законодательными жесткими мерами за своей землей и своим хозяином. Я рассматриваю такие жалобы как запрет личностного и профессионального роста для людей в той сфере, в которой они хороши. Рынок меняется, и нужно проверять, насколько ты как работодатель хорош, насколько ты как работодатель выстроил комфортные условия для своих сотрудников, которые не захотят никуда идти. А те, кто захочет уйти, захотят в любом случае, они выросли и хотят работать на себя — и слава богу, пусть попробуют! Как показывает практика, многие возвращаются в найм. У нас были истории, когда сотрудник говорил, что ему тяжело, он пойдет преподавать. Мы говорили: хорошо, иди преподавай, но если захочешь, мы очень будем тебе рады, ты хороший специалист, будет тяжело — возвращайся. У нас есть такие случаи, когда люди вернулись».
Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится на всей территории России. Переход на него осуществляется добровольно. Физлица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на спецрежим, могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4% или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получения штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность.
При этом есть ограничение дохода в 2,4 млн рублей. Если доход выше, режим самозанятости автоматически отменяется.