Войти в почту

Айрат Шафигуллин: "Банки платят штрафы и продолжают нарушать закон"

Как Татарстанское УФАС заставило раскошелиться Полину Гагарину и завело дела на банки из-за рекламы с участием звезд шоу-бизнеса

Айрат Шафигуллин: "Банки платят штрафы и продолжают нарушать закон"
© Реальное время

Почему участие российских знаменитостей в рекламе выгодно не только рекламодателю, но и надзорному ведомству, которое поймало его на нарушении? В каком случае региональная антимонопольная служба может получить полномочия проводить расследование и выносить "обвинительный приговор" в масштабах всей России? Какими неприятностями в будущем грозит потребителям "захват" рынка маркетплейсами? На эти и другие вопросы во второй части интервью "Реальному времени" ответил руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин.

Границы выгоды

Айрат Радинович, как часто приходится разбираться с нарушениями закона о рекламе? Недавно управление привлекало к ответственности банк, который заявлял, что у него "самые выгодные" карты.

— Да, "Альфа-банк" периодически, действительно, допускает такие нарушения. Сейчас эти дела начал рассматривать центральный аппарат ФАС России, поскольку реклама распространяется на всю Россию и нет смысла возбуждать дела в каждом регионе. А татарстанским УФАС были возбуждены дела на другие банки, которые ведут наиболее агрессивную рекламную политику: на "Совкомбанк", банк "Зенит", "МТС-банк", "Хоум-кредит", "Т-банк". Последний в текущем году мы тоже наказали, причем дважды. В Татарстане этой кредитной организации был назначен самый большой штраф по России.

Я бы хотел отметить, что в некоторых случаях это является ошибкой рекламодателя или рекламораспространителя, а в некоторых носит системный и "агрессивный" характер.

— Но нарушения продолжаются.

— Да, банки платят штрафы и продолжают нарушать закон. По всей видимости, выгода от такой рекламы больше, чем штраф. Получается, что за некоторые вещи надо штрафы увеличивать, чтобы это было как при госзакупках, когда, заплатив штраф, ты рискуешь остаться без всего. Жизнь меняется, дорожает, инфляция есть, и размеры наказания тоже должны меняться.

— Максимальную выгоду от рекламы зачастую обеспечивают медийные лица, известные артисты. Клиенты банков верят в то, что они говорят в рекламных роликах. Как с этим бороться, если для артиста такая реклама — просто работа?

— Самые громкие антимонопольные дела в связи с рекламой с участием звезд были наши, татарстанские. В 2022 году был наказан за незаконную рекламу акции "Всё под 0!" с участием Сергея Безрукова "Совкомбанк". Сам актер к ответственности не привлекался. А вот Полина Гагарина чуть позднее получила штраф, поскольку выступала как индивидуальный предприниматель и не только снималась в рекламном ролике своего музыкального шоу, но и являлась изготовителем этого ролика. Не могу не отметить, что для нас, так же как и для рекламодателя, есть некий плюс в том, что в рекламе выступают медийные лица, ведь информация об этих нарушениях распространяется в средствах массовой информации, и мы таким образом доносим ее до широкого круга лиц. А возникающие при этом значительные репутационные издержки, как и штрафы, заставляют нарушителя задуматься и остановиться.

Запретить нельзя позволить

— Кого еще вы наказывали за "неправильную" рекламу или это теперь полностью прерогатива центрального аппарата ФАС?

— Мы довольно часто запрашиваем полномочия по всей России, чтобы принять какие-то решения относительно нарушителей закона "О рекламе". К примеру, запросили их, когда возбудили дело на букмекерскую компанию "Фонбет", которая днем запустила на телевидении запрещенную для показа в это время рекламу тотализатора.

— А можно что-то сделать с безграмотной рекламой? Ведь порой с экранов и по радио выдают просто ужасные словесные конструкции.

— За нарушения правил русского языка законом ответственность не предусмотрена. Но, думаю, было бы неплохо, если бы какой-то орган следил за грамотностью, чистотой языка в рекламе. Если бы, например, Россвязьнадзор периодически проводил такой анализ рекламы в электронных средствах связи, на радио, телевидении, а полученные результаты учитывались при выдаче лицензии на работу.

— Как считаете, есть такие вещи, которые с точки зрения закона рекламировать не запрещено, но запретить надо бы?

— Мы обратились в центральный аппарат ФАС с предложением запретить рекламу получения второго гражданства. Не саму услугу получения гражданства — пусть его получают те, кому это действительно необходимо, а рекламу этих услуг. Сейчас, исходя из такой рекламы, второе гражданство представляется как нечто прекрасное, дающее новые широкие возможности.

Я считаю такую рекламу недопустимой с точки зрения воспитания патриотизма в условиях, когда Россия ведет специальную военную операцию. И это наше предложение стало логическим продолжением ряда антимонопольных дел, которые мы возбуждали и продолжаем рассматривать в связи с рекламой компаний, помогающих в получении военных билетов.

— Ваше предложение поддержали?

— Да. В центральном аппарате ФАС России сейчас готовят материалы для передачи их законодателям.

УФАС и "цифра"

— В России активно развиваются маркетплейсы. Поступают ли в УФАС жалобы на их нарушения?

— Нет, ни на деятельность маркетплейсов, ни на онлайн-заказы. Но мы участвуем в надзоре за этим рынком — следим за тем, чтобы не было доминирования. Это новая для нас и пока довольно сложная работа. В настоящее время жалобы на доминирующее положение поступают в основном на сетевиков и касаются появления новых магазинов в местах, где их уже достаточно много. В интернете техника надзора за доминированием только еще отрабатывается, хотя уже сейчас "Вайлдберриз" и "Озон" занимают 80% рынка.

— Но ведь их доминирование обуславливает покупатель — он сравнивает цены и выбирает наиболее выгодный для себя маркетплейс.

— Пока есть конкуренция, у покупателя есть такой выбор. Но вы же понимаете, что, как только кто-то станет монополистом, это закончится, выбора не будет, соответственно, низких цен тоже.

Маркетплейсы обеспечивают доступность товаров на всей территории Российской Федерации, и это хорошо. Но мы должны разрабатывать новые инструменты их контроля, чтобы они за счет своего доминирования не создавали проблемы для тех, кто хочет войти в этот маркетплейс со своей продукцией, чтобы на них не продавался контрафакт, а присутствовали качественные товары. С 2023 года введено понятие добросовестной практики, и за год центральный аппарат ФАС уже заблокировал 4,5 млн карточек товаров, по которым не была подтверждена оригинальность продукции.

Нельзя не сказать, что сегодняшний и, я бы сказал, завтрашний день антимонопольной службы связан с процессами цифровизации, пронизывающими все сферы общественных отношений. Те же маркетплейсы — продукты новой цифровой реальности, формирующей новые задачи, в том числе и для антимонопольного органа.

— 20 лет назад, когда ФАС России только создавалась, о цифровой экономике даже речи не было. Сегодня цифровая трансформация определена одной из национальных целей развития страны.

— Происходящая в мире и в нашей стране четвертая "цифровая" революция оказывает большое влияние не только на экономическое развитие. Процессы цифровизации позволяют создавать новые отрасли экономики, сокращают издержки, существенно повышают производительность и эффективность труда. Если говорить о юбилейной для нашей службы дате, то 20 лет назад создание ФАС России совпало с важнейшим для страны периодом времени, когда завершался переход ее экономики к рыночной экономической системе. Была создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. В течение последующих лет были приняты решения, позволившие изменить существующий до этого порядок.

К примеру, номенклатура закупок, в которой участвуют субъекты СМП, за 2023 год превысила 1,4 млн позиций! Между тем начальные шаги субъектов СМП в середине 2000-х составляли лишь немногим больше десятков тысяч товаров. В 2023 году СМП-поставщики по стране заключили контрактов на 8 трлн руб. — на 14% больше, чем в 2022-м, а в Татарстане в 2023 году этот показатель увеличился на 42%.

Итоги 20-летия

— Какие достижения вы считаете самыми важными по итогам 20-летия работы управления?

— В рамках реализации мероприятий Национального плана развития конкуренции с участием ФАС России были приняты 1 376 мер поддержки для малого и среднего бизнеса, в том числе субсидирование, льготное налогообложение, снижение административной нагрузки. Принято более 20 базовых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование Правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и Правил технологического присоединения к электрическим сетям. Разработаны и приняты правила недискриминационного доступа в ряде отраслей: к нефтяной трубе, услугам аэропортов, электро-, тепло-, газовым сетям и т. д. Это значительно снизило барьеры для выхода на рынок компаний и позитивно сказалось на развитии конкуренции и сдерживании роста цен в этих отраслях. И с точки зрения потребителя это был серьезнейший сдвиг в отношениях с сетевыми гигантами.

Вы помните, что в нулевых годах при обращении в организации газового, электрического, теплового, водоснабжения и водоотведения надо было пройти "семь кругов ада" для получения разрешения на подключение к этим сетям? Причем положительный исход такого обращения не всегда был предрешен. Сейчас от заявителя требуется минимальное количество документов, а процедура подключения детально и простым языком прописана в принятых актах. И если говорить о социальной модели газификации, то к газу по всей стране были подключены 900 740 домов, или почти 1 млн семей.

— УФАС часто воспринимается как источник запретов на определенные действия госорганов, бизнеса. Люди рассуждают: "Пожалуемся в УФАС — они запретят так действовать". Но ведь не все так просто?

— Сегодня четко установлены запреты совершения органами власти всех уровней действий, которые бы устраняли, не допускали и ограничивали конкуренцию. Думаю, что читателям знакома ситуация, когда органы местного самоуправления, буквально воспринимая свое предназначение (самоуправление ведь!), направо и налево раздавали земельные участки, другие объекты муниципальной собственности: коммунальные сети, коммуникации, объекты недвижимости, прочее имущество. Действующие нормы, во-первых, сделали процедуру доступа к госсобственности прозрачной — с необходимостью опубликования информации о предстоящей реализации на едином ресурсе, во-вторых, этот доступ проходит исключительно на конкурентной основе, что позволяет вовлечь в оборот неиспользуемое имущество и одновременно пополнить бюджетную казну.

Перечислять решения антимонопольной службы, оказавшие влияние на существо процессов в экономике страны, можно очень долго. Это и пресечение так называемого "мобильного рабства", и первый в Европе акт пресечения нарушения антимонопольного законодательства в отношении глобальных поисковых систем со штрафами на сотни миллионов рублей, и защита отечественных хозяйствующих субъектов от иностранных правообладателей. И я с уверенностью могу сказать, что все эти решения направлены на миссию, которую для себя определила Федеральная антимонопольная служба, — свободу конкуренции и эффективную защиту предпринимательства ради будущего России.