«Коммерсантъ»: интерес потребителей к «черной пятнице» снизился
Результаты «черной пятницы» хуже прошлогодних. Интерес потребителей к этой акции снизился, говорят продавцы. Число покупок непродовольственных товаров за три основных скидочных дня сократилось на 5-6% год к году, а трафик в торговых центрах упал на 4%, пишет газета «Коммерсантъ».
Похожая ситуация у продавцов одежды, обуви, косметики и электроники. Сокращение покупок оценивается в 5% к периоду акций прошлого года. Такие данные приводят аналитики «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД» — это оператор фискальных данных — и в Life Pay — разработчик решений для автоматизации приема платежей. Главная причина — акция слишком растянулась во времени, плюс за год еще сильнее снизилась покупательская способность россиян, говорит соучредитель и гендиректор торговой компании NappyClub Роман Квиникадзе:
— Сокращение мы наблюдаем, действительно, из-за того, что размазывают дату старта, классика жанра — это конкретный день, когда люди готовятся, и они знают, когда это происходит. У нас чудо-маркетологи все это дело под себя переиначили, и в итоге «черная пятница» длится чуть ли не весь ноябрь. Конкретно у нас она длилась два дня, в те дни, когда она официально стартует в некоем мировом понимании процесса.
— А только ли это связано с длинными распродажами?
— Я думаю, что еще это связано и с покупательской способностью. Конкретно в этом году у нас явно все очень сильно начало зависеть от курса, от изменения цен, от расходов, которые домохозяйства тратят в принципе на себя, на подарки, на какие-то товары.
— Если сравнивать с предыдущим годом, насколько в этом году меньше продаж?
— Процентов на 30, в рамках реальной инфляции, я бы так сказал. То есть у людей происходит перераспределение бюджетов. Их повседневные расходы на питание, на коммунальные услуги, на то, что у них требует обязательной оплаты, стали существенно больше. И, соответственно, на все остальное цены начали тоже расти, и просто не хватает на это денег.
Но есть категория, которая показала прирост продаж, — это мебель и товары для дома. Количество покупок в дни распродажи здесь выросло на 2% год к году, а средний чек — на 10%, до 18 тысяч рублей.
Комментирует ведущий маркетолог промопроектов «Всеинструменты.ру» Мария Соловьева:
Мария Соловьева ведущий маркетолог промопроектов «Всеинструменты.ру» «Перед «черной пятницей» мы провели масштабную подготовительную работу, за три месяца до нее мы сформировали акционный ассортимент из пяти тысяч топовых товаров. У нас, кстати, «черная пятница» проходила с 5 по 30 ноября. Снижения продаж за счет длительной «черной пятницы» мы не отметили, это произошло благодаря внедрению автоматизированного отчета, который отображал ключевые показатели эффективности акций по каждому товару. И такой отчет обновлялся ежечасно. Соответственно, мы получили возможность оперативно работать с матрицей ассортимента, формировать скидки и глубину, добавлять те товары, которые наиболее релевантны для покупателей. И, ежедневно анализируя данные, мы могли своевременно принимать решения, которые были направлены на повышение эффективности, и, таким образом, достигли всех целей «черной пятницы», и получили выручку +60% к аналогичной «черной пятнице» прошлого года. И как вывод можно сказать, что во время «черной пятницы» необходимо постоянно держать руку на пульсе, работать с автоматизацией, с Big Data, и чтобы стимулировать спрос покупателей, и давать им именно тот ассортимент, который действительно интересен».
В целом на акцию «черная пятница» целенаправленно ориентируются только 10% покупателей, говорят эксперты, а больше 50% не придают ей значения.