Павел Бучнев: в решениях о приватизации Росимуществу помогает искусственный интеллект
— Павел Владимирович, когда мы говорим о федеральном имуществе, то понимаем, что это довольно большие объемы. Сколько объектов насчитывается в управлении Росимущества и как определяется, что надо выставить на продажу, а что лучше оставить в госсобственности?
— Для учета федерального имущества существует специальный перечень — реестр федерального имущества, в нем на сегодня насчитывается более 2,8 млн объектов. Это здания, сооружения, помещения, земельные участки, речные суда, доли в праве на имущество, различное движимое имущество, такое как корпоративные активы в виде акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, например.
Объекты поступают в собственность Российской Федерации по различным основаниям. Это может быть перераспределение между различными уровнями публичной собственности, выморочное имущество, то есть перешедшее в госсобственность после смерти владельца, а также то, которое изымается в доход государства на основании судебных решений.
Часть такой собственности подлежит продаже. Помимо разного рода нормативных актов, которые регулируют процесс приватизации, в Росимуществе созданы специальные технические сервисы, работающие на базе искусственного интеллекта.
— То есть искусственный интеллект помогает определить будущее того или иного объекта или доли в компании?
— Такие сервисы на базе ИИ определяют, какой объект будет для государства выгодно приватизировать, продать, а какой, наоборот, вовлечь в хозяйственный оборот иным способом. Они разработаны нами на отечественной платформе "Гостех" в рамках поставленной государством задачи по переходу на российские программные продукты. Благодаря анализу больших данных из различных источников информации, среди которых ГИС Торги, ЦИАН и ряд других, проводится анализ каждого объекта. Учитываются его характеристики и назначение, высчитывается его потенциальная окупаемость. А затем, исходя из заданных нами параметров, сервис рекомендует соответствующее управленческое решение — продать или распорядиться объектом иным образом.
— Вы упомянули о тех объектах, которые перешли к государству по решениям суда. Что происходит с таким имуществом? Его приватизируют?
— Объекты поступают в собственность Российской Федерации на основании решений судов по различным основаниям. Это, в частности, коррупционные правонарушения, оспаривание законности приватизации или, например, за участие в экстремистской деятельности. При этом приоритетной целью является продажа таких объектов как для пополнения федерального бюджета, так и с целью привлечения нового инвестора.
Существует несколько подходов к продаже таких объектов. Первый — это продажа объекта "в рынок" на общих условиях, которые определены Федеральным законом №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Тут в торгах может принять участие любое физическое или юридическое лицо, которое должно соответствовать базовым требованиям, определенным данным законом.
Второй подход — продажа с учетом специальных инвестиционных условий в отношении данного актива, а также дополнительных квалификационных требований к участникам продажи.
— Такие сделки с имуществом, ставшим государственным на основании решения суда, уже проводились?
— Да, недавно Росимущество успешно реализовало первую такую сделку. В связи с коррупционными правонарушениями, а также незаконной приватизацией, в собственность Российской Федерации были обращены компании химического сектора — АО "Волжский Оргсинтез", АО "Метафракс Кемикалс" и группа компаний Горно-химического комбината "Бор".
Поскольку эти предприятия ведут значимую для экономики страны деятельность в химической отрасли, занимают важную роль в импортозамещении различных химических компонентов, Росимуществом совместно с Минпромторгом, ФАС и Минфином России были разработаны и согласованы инвестиционные условия для покупателя, а также определены квалификационные требования для участников таких торгов. Это было сделано, чтобы исключить риск того, что данные активы будут приобретены лицами, которые не имеют соответствующего опыта по управлению такими компаниями.
— Были еще какие-то требования к новым собственникам, помимо опыта управления?
— В качестве основных инвестиционных условий были определены необходимость сохранения основного вида деятельности, поддержание определенной численности работников. Кроме того, в зависимости от конкретных обществ были сформулированы специальные требования. Среди них, например, запустить производство муравьиной кислоты, реконструировать узел синтеза пентаэритрита, модернизировать производство бутилового ксантогената калия и ряд других условий, которые новый покупатель должен выполнить в определенный срок.
Среди квалификационных требований были указаны в том числе наличие у покупателя необходимого опыта по управлению стратегическим предприятием химической отрасли, наличие уставного капитала не менее 100 млн рублей, численность работников не менее 2 тыс. человек. В октябре этого года торги были успешно проведены и бюджет получил от продажи этих компаний 37,9 млрд рублей. Теперь Росимущество совместно с Минпромторгом России будет на ежегодной основе контролировать выполнение установленных для покупателя инвестиционных условий.