ЦБ настаивает на создании института инвестиционных рейтингов
В условиях санкционного давления публичные компании невозможно заставить раскрывать всю информацию о себе, поэтому для акций компаний в России нужно внедрить институт инвестиционных рейтингов, заявил в четверг, 5 декабря, на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
«При отсутствии возможности раскрыть информацию давайте пользоваться какими-то суррогатами: иногда они могут неплохо сработать», отметил топ-менеджер регулятора. По его словам, Банк России изучил международный опыт и обнаружил в некоторых странах институт так называемых инвестиционных рейтингов.
«В ряде случаев используется так называемые инвестиционные рейтинги, когда оценивается не только вероятность дефолта компании, но оценивается и ее бизнес-модель, перспективы на будущее, рост акционерного капитала, уровень корпоративного управления. У нас сегодня не представлен такой сервис. И мы стали с участниками рынка обсуждать возможность, а что, если нам попробовать запустить и… этот институт присвоения так называемых инвестиционных рейтингов для того, чтобы они могли… восполнить недостаток информации по самой компании», — рассказал он.
По его словам, сейчас ЦБ проводит дискуссию с участниками рынка, прежде всего, с российскими кредитными рейтинговыми агентствами (КРА). «Мы им в первую очередь предложили этот бизнес… Но они очень осторожно к этому отнеслись: где-то там увидели конфликт интересов, где-то сказали, что нет компетенции.., нет методик. Мы продолжаем этот диалог», — заявил Владимир Чистюхин. «Я думаю, что двигаться надо куда-то в этом направлении… Заставить все раскрывать будет невозможно при санкционном давлении», — добавил он.
Впервые идея рейтингов инвестиционной привлекательности была выдвинута в феврале 2024 года председателем наблюдательного совета Московской биржи Сергеем Швецовым. Правда он вложил эту идею в уста первого заместителя председателя Банка России Владимира Чистиюхина. В сентябре тот же Швецов повторил мысль. «Было бы здорово, в условиях отсутствия полного раскрытия финансовой информации по публичным компаниям, чтобы появились какие-то рейтинги, которые бы подсказывали инвесторам, куда пойдет цена акции — переоценена или недооценена [бумага], — как это делают, собственно, инвестиционные дома, раскрывая справедливую цену», — говорил топ-менеджер.