Qrator Labs трансформировалась в Curator
О новом бренде рассказал генеральный директор ООО "Эйч-Эль-Эль" Дмитрий Ткачев 5 декабря, на ежегодной аналитической конференции "Qrator Labs. Итоги 2024". По его словам, компания провела ребрендинг и сменила название с Qrator Labs на Curator. Торговая марка Qrator Labs принадлежит международной компании Qrator Labs CZ s.r.o. с головным офисом в Праге (Чехия).
"На протяжении долгих лет мы были Qrator Labs на многих рынках, но в какой-то момент мы поняли, что рынки отличаются друг от друга, не столько с точки зрения юридических требований, сколько по запросам и характеру. Мы думали, что раз мы хорошо умеем бороться с DDoS-атаками в России, то сможем предложить эти услуги другим. Но, во-первых, оказалось, что проблематика на других рынках отличается от отечественной, а во-вторых, то, как мы помогаем клиентам в России, не работает за рубежом", - рассказал Дмитрий Ткачев.
Глава Curator отметил, что руководство приняло решение о созданиях двух отдельных компаний. Одна, под брендом Qrator Labs, будет работать за рубежом, другая, Curator, останется в РФ. "У них будут два независимых руководителя и два разных ассортимента продуктов. В будущем возможно появление новых брендов", - отметил он.
Представитель пресс-службы ООО "Эйч-Эль-Эль" сообщил корреспонденту ComNews, что в рамках ребрендинга компания отказалась от прав на товарный знак Qrator Labs, принадлежащих чешской компании, и зарегистрировала бренд Curator. Он отметил, что в 2025 г. компания намерена "усилить позиции на домашнем рынке". По его информации, "Эйч-Эль-Эль" отказалась от товарного знака Qrator Labs по причине истечения срока действия прав на его использование. "Мы не пытались продлить срок действия прав на товарный знак, поскольку решили работать под новым брендом. И название Curator больше отражает то, как компанию знают на российском рынке", - рассказал представитель пресс-службы ООО "Эйч-Эль-Эль" корреспонденту ComNews.
Как выяснил ComNews, ООО "Эйч-Эль-Эль" зарегистрировало товарный знак Curator в Роспатенте еще 15 августа 2024 г. (товарный знак №1042001), а датой истечения срока действия его исключительного права на этот бренд является 7 марта 2034 г. Компания зарегистрировала марку Curator сразу на четыре класса: класс 9 (компьютеры персональные переносные, компьютеры планшетные, интерфейсы для компьютеров и др.), класс 16 (авторучки, баннеры бумажные, бейджи именные, бланки, блокноты и др.), класс 38 (услуги телекоммуникационные, обеспечение доступа в Интернет, обеспечение доступа к базам данных и др.) и класс 42 (анализ компьютерных систем, восстановление компьютерных данных, защита информационных систем от вирусов, инсталляция программного обеспечения, исследования в области телекоммуникационных технологий, консультации в области ИБ и др.).
При этом еще 26 июля 2021 г. компания "Л'Этуаль" (ООО "Алькор и Ко") зарегистрировала такой же бренд Curator на класс 3, который включает блески для губ, блестки для ногтей, вазелин косметический, вату для косметических целей, воск для удаления волос, воск для усов, грим и др. Этот товарный знак имеет №821659, а дата истечения срока действия исключительного права компании "Л'Этуаль" на него - 27 октября 2030 г.
По словам старшего юриста АО "Некстонс" (Nextons) Глеба Станковского, согласно российскому законодательству, нельзя продлевать срок действия исключительного права на товарный знак, которое принадлежит другому лицу, без разрешения последнего. Иными словами, заявление о продлении может подать только действующий правообладатель.
"Если российская компания заинтересована в продолжении законного использования товарного знака, принадлежащего иностранному лицу, которое, в свою очередь, не намерено поддерживать в силе свои российские активы, у нее есть несколько возможных сценариев. Она может договориться с действующим правообладателем об отчуждении исключительного права на товарный знак, после чего осуществить продление срока его действия, или она может дождаться истечения срока действия исключительного права на товарный знак и попытаться зарегистрировать такое же обозначение на свое имя", - рассказал Глеб Станковский корреспонденту ComNews.
Стоит ли российским компаниям отказываться от использования иностранных торговых марок, по его мнению, зависит от намерений зарубежных правообладателей, чьими марками продолжают пользоваться отечественные компании. Такая обязанность указана в договорах об использовании объектов интеллектуальной собственности.
"Если у правообладателя таких планов нет, то его товарные знаки находятся под угрозой: они могут прекратить действие либо в результате истечения срока правовой охраны (10 лет с даты приоритета), либо досрочно вследствие их длительного неиспользования (непрерывно в течение любых трех лет с даты регистрации). При реализации такого сценария негативные последствия для российских компаний сложно недооценить, поэтому им следует заранее оценить перспективы сотрудничества с иностранными партнерами и определиться с выбором бренда для деятельности", - отметил Глеб Станковский.
Несмотря на ребрендинг и ситуацию на рынке, Curator продолжает расти. Дмитрий Ткачев отметил, что к концу 2024 г. ожидаемая выручка компании составит 2 млрд руб., при росте на 35% в сравнении с 2023 г. Причиной роста стало расширение продуктовой линейки, в которой добавились система защиты от взлома, сервис доставки контента и другие решения компании. Дмитрий Ткачев рассказал, что средний чек "Эйч-Эль-Эль" вырос на 20% без повышения цены, которое сделали другие компании. Он заверил корреспондента ComNews, что и в следующем году Curator не планирует повышать цены на продукты.
"Конъюнктура рынка в России сохраняется: рынок ИБ-сервисов быстро растет на фоне растущего количества хакерских атак, ухода западных вендоров и благодаря регуляторике", - прокомментировал руководитель направления Cloud & IIoT ООО "Джейсон Энд Партнерс Консалтинг" (J’son & Partners Consulting) Антон Салов.
Аналитик АО "Финам" Леонид Делицын отметил, что 35%-ный рост Curator превышает средние темпы роста рынка ИБ. По его мнению, в этом нет ничего особенного, так как одни сегменты могут расти и развиваться быстрее других.
"По оценке ЦСР, в 2023 г. рынок кибербезопасности в России, включающий поставку устройств и услуги, вырос на 29% - его объем составил 248,5 млрд руб. В ближайшие пять лет, с 2024 г. по 2028 г., средние темпы роста этого рынка оценивались ЦСР в 23-24% в год. Так что если Curator покажет рост дохода в 2024 г. на 35%, это значительно выше, чем прогнозируемые темпы роста всего рынка, и компания действительно выглядит быстрорастущей. В пользу высоких темпов роста говорит высокий спрос на услуги защиты от киберугроз и небольшой масштаб компании", - сказала ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Среди других компаний, способных похвастаться опережающим ростом, Леонид Делицын назвал АО "Позитив Текнолоджис" (Positive Technologies). По его словам, эта структура намерена показать выручку в размере 30-36 млрд руб., что будет означать 50%-ный рост.
Наталья Мильчакова отметила, что нет принципиальной разницы между российским и зарубежными рынками информационной безопасности, за исключением компаний, которые внедряют разные продукты.
"Ключевое отличие российского рынка от зарубежных заключается в том, что многие крупные российские ИТ-компании и ИБ-компании находятся под санкциями стран Запада. Нельзя исключать, что целью создания отдельной компании для работы на зарубежных рынках под новым брендом является защита от санкций, причем даже не самой себя, а потенциальных зарубежных клиентов и партнеров, чтобы они не подпали под вторичные санкции, если российская компания или головное общество сами окажутся под санкциями", - рассказала Наталья Мильчакова.
"Я не склонен драматизировать потерю бренда в сфере профессиональных B2B-услуг. Важна команда и компетенции, которые сохраняются, а также интеллектуальная собственность. Если права на нее и команда остались в России, то компания быстро отыграет даже административные потери при разделении", - заключил Антон Салов.