Исследователи Высшей школы бизнеса ВШЭ назвали 10 ключевых HR-трендов
В исследовании Центра управленческой аналитики ВШБ, реализованном при поддержке hh.ru и стаффинговой группы «Анкор», участвовали 156 директоров и специалистов по управлению персоналом. Респондентов попросили оценить значимость 14 HR-трендов, выделенных на основе анализа зарубежных и российских исследований, а затем уточненных в ходе консультаций с экспертами в области HR.
В финальный список вошли 10 основных тенденций в HR. Они были определены на основе композитного балла: значимость тренда на текущий момент имела вес 0,3, а прогнозируемая значимость в 2025–2026 годах оценивалась весом 0,7. Самые важные HR-тренды на 2025 год, по версии ВШБ:
Рост усилий для удержания сотрудников;Повышение производительности труда и операционной эффективности;Человекоцентричность;Поддержка внутренней мобильности;Рост вложений в развитие HR-бренда;Расширение воронки кандидатов;Расширение программ обучения и развития персонала;Цифровизация HR;Работа с молодежью;Гибкая и гибридная работа.
Ключевой тенденцией стало удержание сотрудников, вызванное нехваткой кадров и усилением конкуренции на рынке труда. Зарплатные ожидания у соискателей при смене работы выросли на 20–30%, поэтому компании акцентируют внимание на снижении текучести путем сочетания финансовой и нематериальной мотивации. 71% респондентов заявили, что сейчас их организации вкладывают в удержание больше усилий и средств, чем в 2019 году. Однако доля опрошенных, уверенных в приоритетности удержания в 2025–2026 годах, снизилась на 28 п. п., что говорит об оптимистичных ожиданиях некоторых работодателей.
Параллельно растет значимость инициатив по повышению операционной эффективности. Ужесточение требований к руководителям и внедрение программ оптимизации процессов становятся ответом на вызовы, возникшие в последние годы. Основные меры включают пересмотр целевых показателей производительности труда (29%) и целевых показателей, связанных с сокращением потерь и неэффективных запасов (27%).
Человекоцентричность, ориентированная на заботу о благосостоянии сотрудников и удобство внутренних процессов, также занимает важное место. Несмотря на жесткость корпоративных культур в традиционных отраслях, кадровый дефицит заставляет работодателей становиться гибче. Так, 30% компаний уже оптимизируют внутренние процессы для удобства сотрудников, а 27% изучают их рабочий путь. В то же время треть организаций пока не планируют внедрять подобные практики.
Одним из главных трендов остается развитие бренда работодателя. Компании инвестируют в сокращение разрыва между ожиданиями сотрудников и реальной рабочей средой. Согласно результатам опроса, за последние пять лет наиболее распространенной мерой укрепления HR-бренда стала работа со студентами, которую отметили 22% респондентов. В 2024 году основное внимание компаний было направлено на создание целевых маркетинговых и коммуникационных стратегий для различных категорий потенциальных сотрудников (31%), а также на разработку ценностного предложения для будущих работников (EVP, 29%).
Расширение воронки кандидатов стало вынужденным шагом из-за дефицита кадров. Около 27% компаний отказались от части формальных требований к соискателям, а 17% увеличили число сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. Однако 45% участников опроса заявили, что не нанимают и не планируют нанимать работников старшей возрастной группы, а также не готовы рассматривать иностранцев, людей с ограниченными возможностями или бывших заключенных ФСИН.
Наконец, внимание работодателей сосредоточено на привлечении молодежи. Акцент сделан на анализе ее поведения (30%) и регулярном сборе обратной связи через опросы молодых сотрудников (22%). В ближайшие два-три года в планах многих компаний — разработка специализированной кадровой политики для молодежи (22%) и организация встреч топ-менеджеров с молодыми специалистами (20%). Однако на более дорогостоящие инициативы работодатели идти не готовы: 74% не предоставляют и не планируют предоставлять жилье молодежи, 70% не рассматривают возможность выдачи льготных займов на жилье, а 62% не намерены оплачивать обучение сотрудников в вузах и колледжах.
«Одна из самых серьезных проблем для современного бизнеса — дефицит кадров, — отмечает директор Центра управленческой аналитики ВШБ Марина Иванющенкова. — Сегодня руководителям особенно важно создать условия, которые привлекут и удержат сотрудников в компании. Многим управленцам и HR-директорам приходится пересматривать привычные методы работы с кадрами. Исследование ВШБ о ключевых тенденциях в HR в России помогает понять, какие подходы актуальны сейчас и какие будут оказывать наибольшее влияние на управление кадрами в ближайшие годы».
Исследование ВШБ ВШЭ подчеркивает необходимость комплексного подхода к управлению кадрами в условиях меняющегося рынка труда, а также важность адаптации к новым вызовам в HR.